Анализ картины Питера Пауля Рубенса Пейзаж с радугой - Питер Пауль Рубенс
Анализ картины Питера Пауля Рубенса Пейзаж с радугой

Анализ картины Питера Пауля Рубенса Пейзаж с радугой

Питер Паул Рубенс – фламандский живописец, который воплощал в собственных произведениях жизненность, подвижность и чувственность живописи Европы эпохи барокко.

Пауль редко творил пейзажи – работа его заставляла заниматься живыми сценами, но все равно он создал несколько картин своего любимого пейзажа. Гуляя верхом по родной местности, Рубенс иногда останавливался, его внимание привлекали кусты, деревья, ворота, все это ему казалось важным, он не мог не воспроизвести важно на бумаге. Одной из таких важных картин становится “Пейзаж с радугой”.

Рубенс как будто отказывал себе долгое время писать личное и сокровенное, писать себе в удовольствие, не задумываясь о признании и деньгах. Он работал как одержимый над тем, что заказывали другие. В период оглушительной славы и неиссякаемого потока масштабных заказов пейзаж интересовал Рубенса только в качестве декораций к востребованным мифологическим, религиозным сюжетам. Он совершенно спокойно отдавал эту часть работы ученикам, оставляя для себя основные эскизы, лица героев и финальные штрихи к картине. При этом для азартного коллекционера Рубенса пейзаж оказывался личной страстью – в его личном собрании произведений этого жанра оказалось гораздо больше, чем сюжетных картин.

В последние 10 лет жизни Питер Пауль разрешает себе быть счастливым, влюбленным, независимым, умиротворенным и сентиментальным. Тогда же пейзаж из второстепенного и вспомогательного жанра переходит в статус важного и самостоятельного. Художник медитирует над собственным счастьем, отдаваясь той живописи, которая доставляет ему удовольствие.

В эти годы Рубенс покупает загородный дом между Брюсселем и Антверпеном, замок Стен, все чаще уезжает туда и подолгу живет с семьей. Дипломатические миссии, поездки по Европе в погоне за шедеврами и античными камеями, четырехлетнее рабочее путешествие Антверпен-Париж-Антверпен, Испания, Италия – все это давно позади. Питер Пауль больше никуда не спешит. Художнику 58 лет и он дома. Мастерская в замке намного скромнее его антверпенской «художественной фабрики», ему уже сложно держать кисть из-за болезни, но только сейчас он открыл для себя природу как самостоятельную модель, и только сейчас он пишет ее с небывалым вдохновением.

Это абсолютно не значит, что он выходил в поля и писал с натуры – его мало интересует ботаническая или атмосферная точность картин. Природа у Рубенса не имеет никакого отношения к реальному фламандскому пейзажу, это всегда произведения, подчиненные прежде всего живописной задаче и чувству. Это не небо над замком Стен, а небо вообще, все те тысячи рассветов, закатов, оттенков полуденного зноя, которыми художнику приходилось восхищаться за всю свою жизнь в разных концах Европы. Рубенса не волнует сиюминутное состояние природы – его пейзажи собирают в пространстве все чудеса и явления, происходившее на этой земле в разные времена: радуги, бури, свет, ветры. Его пейзажи вне времени и одновременно в любое время.

«Пейзаж с радугой» Рубенс пишет в продолжение другой работы – «Вид на замок Стен ранним утром». Если бы можно было взять из Собрания Уоллеса одну картину, а из Национальной галереи Лондона – вторую, соединить два этих вида, получилась бы масштабная панорама, в духе современных фото-трюков. Питер Пауль как будто не может остановиться: начинает с трех небольших досок, сбитых между собой и постоянно добавляет к ним продолжение. Так оказывается, что «Вид на замок Стен» состоит из 17 деревянных планок, которые добавлялись к первоначальной миниатюре. И следом – вторая часть, «Пейзаж с радугой», практически такая же по размеру. Мир Рубенса уже не умещается в пределах одной доски.

Каталог картин фламандца до сих пор не описан детально, в нем 3 тысячи картин, но всего около двух десятков пейзажей. При этом Джон Констебл утверждал, что две эти работы – лучшее, что написал Рубенс за всю свою жизнь.

Своим оригинально разработанным свободным стилем, которым Рубенс рисовал для своего же удовольствия, воспроизвёл на холсте любимую местность, ему хотелось, чтобы на картину смотрели так же влюблено, как он своим влюблённым сердцем. Прекрасные чары цветов и нежный свет на картине, передают личность её характера, эмоции этого шедевра намного сильнее, чем эмоции картин написанных ранее.

Глаза Рубенса были наполнены страстью, загадочностью, любопытством, желанием передать свои эмоции и переживания – все это воспроизвела его рука на холсте. Очень точно было передано яркость, блеск неба, простую, но одновременно такую суетливую жизни крестьян, жизнь, которая простирается далеко за горизонты деревьев и полей. А радуга, которая пролетает над сверкающими деревьями, передаёт бесконечную загадочность.

Привычная для нас природа, становится неповторимой, когда её начинают воспроизводить на своих полотнах мастера барокко. Они стремятся передать бурную жизнь мира, динамику стихий.

Глядя на картины Пауля Рубенса, можно почувствовать радость жизни, ощущение позитива и красоты окружающего мира. Все эти слова можно отнести ко многим картин, но настоящие эмоции, переживания и влюблённость к родной местности можно увидеть и почувствовать в картине Пауля ” Пейзаж с радугой “