Анализ картины Константина Сомова Вечер - Константин Сомов
Анализ картины Константина Сомова Вечер

Анализ картины Константина Сомова Вечер

Все произведения Константина Сомова очень жизнелюбивы, отражают дух эпохи, и в тоже время снабжены неотъемлемой грустью с налетом скепсиса, меланхоличны. Так характеризовал работы Сомова один из самых близких его друзей Александр Бенуа.

В начале 20 века, а точнее в период с 1900 по 1902 год эта реальность в представлении Сомова была воплощена в картине «Вечер». Перед нами оживают дамы и кавалеры, возможно участники маскарада. Они изысканны, но в тоже время глубока эротичность, интимность их поз.

В цветовых сочетаниях ощущается свойственная художнику пряность и острота «едкой невыдыхающейся соли», по меткому замечанию Александра Бенуа. В колорите преобладают краски патины и бронзы. Бронза варьируется от безжизненного цвета заката, до фальшивой позолоты виноградных гроздей. Бирюза — от крадущегося по углам холодного сумрака и патины до ледяного пламени платья сидящей дамы. Эти колористические аранжировки навевают воспоминания о цветовой гамме русского барокко. В этом умении уловить флюиды прошлого проявляется качество, которое мирискуссники называли «эпошистостью». Сомов постоянно напоминает, что это не прошлое, а его эхо, стилизация, преломленные в сознании ностальгирующего по старинной гармонии художника Серебряного века.
Фальшивы и поддельны в картине не только краски, но и лица-маски, парики и жесты персонажей. Фальшивы чувства. На этой театральной сцене ничего не происходит. Торжественное предстояние вырастает в формулу «улыбающейся скуки вечного повторения», «почти демоническую атмосферу мертвенной игры, автоматического эротизма». Лишь художник стремится заглянуть «по ту сторону существования», наполняя переживание хрупкой красоты минувшей эпохи драгоценными деталями.
Картина Константина Сомова полностью стилистически продуманна, все детали подобраны согласно какому-то весьма стройному маршу красок. Это вполне соответствовало стилю, который для своей жизни и выбрал Сомов – изысканность и элегантность, граничащая с буйством глубоких чувств. Стиль XVIII века здесь замедляется – небо статично, скульптуры в парке – немые свидетели действа, аркады повторяются, боскеты чередуются и двигаются вдаль, персонажи принимают какие-то ритуальные движения.

Современники восприняли «Вечер» как отрешение от реальности, противопоставление. Показная наивность прошедшей эпохи, еще даже не вставшей на рельсы, и тем более далекой до покорения небесной глади, как она овладеть может природой, заняться ее обольщением.

Картина Сомова, безусловно, сочетает в себе ретроспективный и даже ностальгический анализ ушедшего поколения, но не лишенный фантазии, вымышленности, абсурдности всего происходящего. Игра, напрочь лишенная жизни, обволакивает зрителя, погружает его в атмосферу мистического и даже автоматического эротизма.