Анализ картины Константина Сомова Влюбленные - Константин Сомов
Анализ картины Константина Сомова Влюбленные

Анализ картины Константина Сомова Влюбленные

Константин Сомов родился в семье историка искусства А. И. Сомова. Дом художника был заполнен всевозможными произведениями живописи, искусством дышала вся семья. Образование в изобразительной сфере Константин Андреевич начнёт получать в Академии художеств, но в 1897 году уедет в Париж, для изучения памятников искусства. В его ранних картинах прослеживается русский символизм, изысканность и мечтательность, которые станут отличительными чертами стиля художника.

Являясь членом содружества «Мир искусства», художник был широко эрудирован в самых разных вопросах культуры. В течение пяти лет он числился арт-директором журнала, ведя контроль над отбором иллюстраций и другими вопросами оформления. К слову, именно Константин Сомов положил начало русского модернизма в графике и проектирование театральных программок.

Известность как живописцу ему принесли портреты и жанровые сценки на сюжетные линии придворных балов и маскарадов XVIII века. Здесь оттачивается вкус к деталям, изысканность красок, однако, наряду с этим, прослеживается гротескность и условность характеров персонажей. Огромен вклад Константина Андреевича в сферу книжной иллюстрации, где он принимал активное участие в оформлении многих журналов, посвященных изобразительной и прикладной форме искусства.

Картина «Влюбленные» была написана Константином Андреевичем Сомовым в 1920 году. Интересно то, что у этой работы есть «тезки», написанные автором, но в более раннее время.

Константин Андреевич был известен тем, что любил экспериментировать и смешивать стили создания картин. Неудивительно, что этот портрет был написан с помощью живописной и графической техник.

Картина относится к позднему периоду творчества художника. Это легко заметить даже без знания года создания работы, ведь здесь сильно выражено преобладание рассудка над чувствами, которое автор приобрел в зрелом возрасте.

Справа на переднем плане картины находятся влюбленные, которые и дали название портрету. Мужчина в черном фраке и светло-коричневых штанах сидит на пне, держа на своих коленях свою любимую женщину и целуя ее в левую щеку.

Дама рядом с мужчиной одета в коричневое платье. Кажется, что женщина совсем ослабела: она еле держится даже в объятьях любимого. Наверное, пара решила отдохнуть после долгого и тяжелого пути. Это подтверждает и лежащая рядом с пнем темно-зеленая фуражка с черным козырьком, принадлежащая мужчине.

На заднем плане можно разглядеть светло-серую полоску. Скорее всего, это та самая дорога, по которой главные герои куда-то направлялись. Судя по тому, какую палитру цветов художник выбрал для написания работы, можно предположить, что это река, которая отражает цвет мрачного неба, покрытого темными тучами.

Влюбленных окружает лес. Перед ними находятся низкорослые елочки, а над ними нависают березки, которые стремятся приютить уставших путников и защитить их от возможной грозы. Печальный лес, состоящих из кустарников и полуголых деревьев, наблюдает за этим зрелищем.

В частности, Сомов открыл и стал основоположником запретного для России жанра «ню». Кстати, личное отношение к нему живописца демонстрировалось на грани сатиры и чувственной усмешки. Картина «Влюбленные» Константина Сомова, написанная им в 1920 году, вобрала основные и излюбленные приемы мастера. Эротизм здесь еле уловим и, в целом, вся любовная сцена театрализована и неестественна.

Фоном для объятий влюбленных служат мотивы исконных русских пейзажей. Изломанность фигур, застывших в позе страстных объятий, искусственные и наигранные выражения лиц влюбленных, производят впечатление водевильных героев. В отличие от ранних работ художника, эта деревенская сценка всё также наполнена иронией.

Впрочем, здесь нет колоритных и богатых изысканных тканей, идеалистичности и мечтательности. Краски холодные и вся цветовая гамма будто сумрачна, как перед грозой. Сомов и здесь, предположительно, применил экспериментальную технику – масло было нанесено на бумагу, предварительно наклеенную на металлическую пластину. Таким образом, у холста создавался особый эффект рафинированности.

Пейзаж с тонкими ветвями должен настроить на поэтический лад, но избыточные ядовитые тона усиливают ощущение подавленности и нависшей над парой неизбежностью разлуки и сожалений. Сомов неизменно выступает кукловодом, превращающим героев своей сцены в марионеток. Он пытается выразить, таким образом, драматизм жизни, подчеркивая, как многое в мире остается неподвластно воле человека.