Анализ картины Константина Маковского Воззвание Минина к нижегородцам - Константин Маковский
Анализ картины Константина Маковского Воззвание Минина к нижегородцам

Анализ картины Константина Маковского Воззвание Минина к нижегородцам

Константин Егорович Маковский писал этот патриотический холст шесть лет. Это самое большое станковое полотно в России. На нем помимо главного персонажа – Минина, изображено более ста портретных персонажей.

Вдохновил автора на создание этого шедевра Репин, который в 1891 году показал свету свое творение под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Восторг был безумный, тогда – то и решил Маковский нарисовать самый огромный исторический холст.

Для этого он отправился в Нижний Новгород, где провел не один день в пыльных архивах. Историки подтвердили, что сборы проходили недалеко от церкви Николы. В этот день происходили привычные торги, именно тогда Минин решил обратиться к нижегородцам со словом.

Художник достоверно передал архитектуру того времени, характерные башни и деревянные пики. Зарисовки людей он делал из окна гостиного дома на улице Рождественской. Он часами наблюдал за торговцами и другими людьми различных сословий.

Автор выискивал самые интересные лица и пытался передать настроение, и даже характер человека. В это же время художник знакомится с Карелиным А.О., который трепетно собирает предметы быта старого времени. Он собирает наряды и различные характерные вещицы. Нужно было передать реальную картину приношений, все шкатулки и ларцы срисованы с подлинных изделий.

В основу картины положены исторические факты, произошедшие в 1611 году. Картина Константина Маковского Воззвание Минина к нижегородцам в 40 квадратных метров была впервые показана в Нижнем Новгороде, был 1896 год. На холсте точно переданы краски раннего утра осеннего дня. Земский староста Минин призывает народ помочь Московскому государству, люд несет свои сбережения и кладет на импровизированную трибуну. До сих пор вокруг полотна ходит много сборов и комментариев. Кто-то хвалит автора, но есть и те, которые критикуют и указывают на недочеты.

Жители Нижнего Новгорода гордились своим земляком Кузьмой Мининым. Они неоднократно обращались к царю с просьбой увековечить его подвижничество для государства памятником на родине. Великий князь Владимир Александрович, как президент Академии художеств, в 1870-е годы призвал к отображению героической темы, в том числе в живописи.

К этому времени Маковский уже имел опыт создания исторических полотен. У него возникла идея написания большой картины. Художник подошел к подготовке очень ответственно. В Нижнем он много времени провел за изучением архивных документов, пытаясь определить, где именно происходили события задуманной картины.

Полученная информация и рельеф дали основания предположить, что таким местом являлся Ивановский съезд. Его высота позволила вместить множество фигур изображаемых персонажей. Здесь купец и патриот Кузьма Минин в 1612 году собрал нижегородцев, призывая их сдавать пожертвования для создания народного ополчения и освобождения Москвы от польских захватчиков.

Для написания громадного полотна Маковский покупает мастерскую в Париже. В ней он смог разместить полотно размером 698х594 см, специально изготовленное одним куском лионскими ткачами. Студия была оборудована для работы уникальным поворотным механизмом, обеспечивающим постоянное освещение картины.

Из-за гигантских размеров отправка произведения в Россию была затруднена и требовала принятия специальных мер.

Маковский написал две идентичных картины «Воззвание Минина к нижегородцам». Вторая, меньших размеров (273х233 см), экспонируется в Русском музее Санкт-Петербурга.