Сюжетом картины Константина Маковского Выбор невесты послужило историческое событие: молодой царь Алексей Михайлович, согласно обычаю, выбирает себе будущую супругу.
Согласно обычаю, на смотрины собирали самых красивых девушек из знатных сословий. Из них придирчиво отбирали несколько претенденток, из которых царь выбирал себе будущую супругу.
Вероятно, при создании исторического полотна живописец руководствовался сведениями о торжественном событии, описанного историком С. Соловьевым.
В 1647 году юному царю были представлены несколько молодых красавиц, из которых молодой Романов выделил Евфимию Всеволжскую. Однако царицей девушка не стала – ее погубили людские зависть и коварство. Облаченная в царские одежды, красавица потеряла сознание от слишком затянутых волос. Событие немедленно было представлено, как попытка семьи скрыть факт заболевания девушки. Обморок признали эпилепсией и немедленно отослали Всеволжских со двора.
Зритель застает самый волнующий момент выбора – молодой царь уже берет с небольшого подноса кольцо, чтобы сойти к избраннице и объявить ее будущей царицей. В палатах много народу, все желают поскорее узнать имя счастливицы. В правой части картины, на светлой половине собраны претендентки. Стоящая ближе всех к царю девушка застенчиво замерла в поклоне. От фигуры исходит вполне ощутимое волнение, испуг, трепет.
Увереннее всех выгладит девичья фигура в богато расшитом золотой нитью наряде – крайняя из ряда претенденток. Статная красавица. опустив взгляд, ждет решения своей судьбы. Сдерживаемое волнение передают руки, теребящие кружевной платочек.
Среди невест – грузный, высоко роста, представительный мужчина. Важно опершись на трость, он свысока посматривает на стоящих напротив людей. Боярин явно высокого рода и чина, приближенный к царю, чувствующий себя вблизи юного царя спокойно и уверенно.
Художественное произведение можно назвать подлинным шедевром живописи, настолько виртуозно выписаны мельчайшие детали костюмов, предметов быта, достаточно скромный антураж царских палат. Автор показал себя не только выдающимся мастером кисти, но и большим знатоком русского быта прошлых веков.