Анализ картины Константина Маковского Девушка в костюме Флоры - Константин Маковский
Анализ картины Константина Маковского Девушка в костюме Флоры

Анализ картины Константина Маковского Девушка в костюме Флоры

Константин Егорович Маковский, воспитанник Академии художеств, воспринявший от своей alma mater все самое лучшее, был всецело предан ее заветам: следованию идеалам прекрасного и неустанному стремлению к постижению высокого технического уровня живописного мастерства.

Еще в ранние годы, будучи студентом, он писал заказные портреты. Маковский всегда был на высоте как колорист, поражая безошибочным чувством цветовой декоративной гармонии. Это был художник европейского уровня мастерства. Живая восприимчивость была важной особенностью натуры живописца. Его многочисленные поездки в Европу не прошли бесследно. Он открывал для себя многое на выставках парижского Салона, жадно впитывая там модные тенденции. Виртуозностью кисти он не уступал мастерам парижского Салона, пользуясь почетным правом выставлять там свои произведения «вне жюри» и, по сути, являл собой отечественную салонную живопись в наиболее чистом виде.

Одним из наиболее популярных произведений в портретном жанре у художника являются «женские головки». Примером такой работы может служить произведение нашего собрания «Девушка в костюме Флоры».

Портретом в живописи называется художественное изображение человека, передающее его внутренний мир. В пространстве полотен нет ничего лишнего, что отвлекало бы зрителя от изображенного персонажа.

Среди огромного художественного наследия Константина Маковского женские портреты занимают огромное место. Один из лучших и наверное, самых красивых и выразительных – «Девушка в костюме Флоры», выполненный в романтической манере.

Девушка изображена не в повседневной одежде – художник увидел ее в романтическом одеянии богини. Рассматривая изображение, зритель начинает постепенно верить, что именно так выглядела много тысяч лет назад греческая богиня весны и цветов Флора – настолько органично переплелись в портрете облик современницы художника с ее преображением в мифологическую героиню.

Легкая прозрачная вуаль воздушным облаком окутала бюст красавицы, облако невесомой ткани со скромными полевыми ромашками слегка прикрывает покатые плечи.

Густые черные волосы, украшенные красиво обрамляют нежную бледность лица, в прическу искусно вплетены живые цветы.

От лица девушки невозможно отвести взгляд: ее темные глаза, глубокий кроткий взгляд не отпускают, погружая зрителя в волшебное оцепенение от захватывающей дух красоты. Тонкие черты лица: «соболья бровь», изящно приподнятая, идеальная форма губ, прямой нос, выразительные большие глаза – в русской «гречанке» все восхищает и покоряет с первого взгляда.

Цветовой фон картины эффектно высветляет изображение красавицы.

Левая сторона приглушена, темновата, нечетко прописана. В противовес этому, правая часть высветлена, еще сильнее контрастируя с темными кудрями персонажа.

Портрет вызывает чувство удивления и восхищения дивной красотой образа с одной стороны, с другой – виртуозным мастерством автора.

В лице девушки с портрета угадываются как портретные черты лица одной из жен Константина Маковского, так и черты прекрасных итальянок, которых он видел во время своих заграничных путешествий и которых часто писали его коллеги по цеху. В целом – это собирательный образ юной красавицы конца XIX – начала ХХ века с пышной и небрежной копной волос, нежным овалом лица, прекрасными большими глазами и алыми губами, точеной шеей и плечами, укрытыми полупрозрачной дымкой и россыпью цветов, с которыми художник недвусмысленно сравнивает юную деву. Кроме того, изображение цветов в этом портрете художник отсылает нас к образам «Флоры» и «Офелии».