Анализ картины Петра Кончаловского Сирень у окна (1955) - Петр Кончаловский
Анализ картины Петра Кончаловского Сирень у окна (1955)

Анализ картины Петра Кончаловского Сирень у окна (1955)

Пётр Петрович Кончаловский – признанный мастер русской живописи, особенно любивший создавать свои замечательные произведения прямо с натуры. Не исключением стала и его самая настоящая «визитная карточка» — картина «Сирень в окне» Петра Кончаловского, в своё время сразу очень полюбившаяся как заядлым ценителям искусства и поклонникам его творчества, так и обычным зрителям. Написано полотно было в 1940 году.

Главная деталь на холсте, безусловно, это пышный букет сирени. Его мы видим как будто бы глазами самого Кончаловского. Цветы собраны совсем недавно и заботливо поставлены в воду. Зелёные листочки хоть уже и успели слегка привянуть из-за знойной жары вокруг, но всё ещё не теряют своего привлекательного вида и тянутся наверх.

Сами цветочки сирени, как всегда и бывает, белого и нежно-фиолетового оттенка. Они прекрасно сочетаются друг с другом, в силу своего объёма слегка распадаясь и приклоняясь в стороны. Сразу представляется, какой же восхитительный от них исходит аромат, когда находишься рядом. Наверняка, кусты сирени растут у художника здесь, на даче, неподалёку, и таким образом он решил порадовать кого-то из домочадцев или просто украсить помещение гармонично в нём смотрящимся букетом.

Одна из веточек лежит рядом с общей композицией. По всей видимости, она, к несчастью, обломилась, или же оказалась чересчур короткой для того, чтобы установить её в декоративную вазу. Последняя, кстати, подобрана хорошо, со вкусом. Она выполнена из высококачественного прозрачного стекла с небольшим желтоватым отблеском, а также украшена незатейливым орнаментом, делающим её ещё более изящной и приятной для глаза на вид. Такие вазы наверняка можно отыскать в домах наших бабушек и дедушек.

Великолепные цветы располагаются на невысоком подоконнике, который выходит на прилегающий к дачному дому обширный сад. Выполнен он из обыкновенной древесины, а для большей красоты выкрашен плотной белой краской, уже кое-где потускневшей и облупившейся от прошедшего времени.

Распахнутые окна напрямую свидетельствуют о том, что напрямую свидетельствуют о том, что на момент написания произведения на улице стояла жаркая погода, вынудившая художника проветрить ставшее душным помещение. Или же, быть может, такой их вид показался Кончаловскому наиболее эстетичным.

Ну а погода в саду стоит просто замечательная. Светит яркое, и уже наверняка согревающее все вокруг своими лучами солнце. В слабых порывах ветра лениво покачиваются ветви высоких деревьев, сплетающихся в широкие и густые кроны, в тени которых можно укрыться от палящего солнца. Заметна отсюда и вымощенная камнями дорожка, ведущую прямо к дому.

При взгляде на холст ощущается тонкая реалистичность цветов сирени, словно бы так и чувствуешь его лёгкий и душистый аромат, стоя в комнате и наслаждаясь их красотой. Такой эффект «живости» достигается Петром Петровичем Кончаловским благодаря его пристрастию к рисованию чего-либо с натуры. Веди «Сирень в окне» — вовсе не исключение. Художник писал произведение на своей даче, с удовольствием любуясь замечательным растением.

Изображение Кончаловским сирени проходит сквозной нитью через все его творчество, натюрморты с этими цветами стали визитной карточкой его живописи, самого живописца нередко называют певцом сирени. На полотнах разных лет он изображал гроздья различных оттенков, никогда не повторялся в разнообразии составленных букетов, многообразных вазах и корзинах, местах расположения – на полу, на подоконнике, в саду. Но всегда этот великолепный цветок полон жизненных сил и способен поднять настроение у зрителей своей красотой и изяществом.

На полотне в естественном окаймлении окна, как в оправе, на фоне роскошной садовой зелени стоит стеклянная ваза с прекрасной композицией цветов. Одна сиреневая кисть с изумрудной листвой покоится рядом на подоконнике, напоминая роспись автора в углу картины. Букет создает впечатление жизни, цветения и радости. Оттенки соцветий подобраны с изысканным вкусом, характерным для художника. Это белоснежные с голубоватым отливом, лиловые, розоватые и фиолетовые крупные звездочки махровой сирени. Сама композиция словно составлена искусным флористом.

Солнце ярко освещает песчаную дорожку в саду, окрашивая ее в розово-бежевый колорит, который живописец выразил размашистыми мазками, так же как и зеленую листву сада. По контрасту сами цветы сирени выписаны тщательно, видны даже пятилепестковые цветочки. Этот прием – широкий мазок фона и скрупулезное изображение каждого цветочка – свойственен всем «сиреневым» натюрмортам.

Букет бережно скрыт от палящих лучей в тени окна. Натюрморт, помимо внешней красоты, включает и достаточно емкий смысл, передающий зрителям быстротечность прекрасного момента: у свежей сирени, сорванной буквально только что, начинают распускаться бутоны, а спустя некоторое время они уже должны завянуть и опасть. У мастера получилось выразить преклонение перед природой, восхищение ею, весеннее торжество пробуждающейся под действием солнца и тепла природы. Букет притягивает внимание своей простотой и эмоциональным богатством.