Анализ картины Константина Маковского В мастерской художника - Константин Маковский
Анализ картины Константина Маковского В мастерской художника

Анализ картины Константина Маковского В мастерской художника

Художник был одержим страстью коллекционирования. По воспоминаниям его сына С. К. Маковского (1877–1962), изображенного на картине, в будущем известного критика, эссеиста, историка искусства, Константин Маковский в поисках древностей русских и нерусских часто бродил по рынкам, захаживал в антикварные лавочки: «…безостановочно покупал он “красивую старину” со вкусом знатока, но без особого разбора – и нужное и ненужное, и то, что могло пригодиться как аксессуар для исторической картины, и то, что просто “понравилось” своим изяществом, своеобразием или вычурой… ». Коллекции были необходимым реквизитом и одновременно питательной средой художника эпохи историзма, ярким выразителем которой в русском искусстве был Константин Маковский.

Картина «В мастерской художника» была написана в 1881 году живописцем Константином Маковским. Сейчас она находится в Москве в Третьяковской галерее.

Наследие Константина Егоровича Маковского настолько велико, что в списке его достижений даже есть портрет Теодора Рузвельта, который был напрямую заказан американским правительством. Правда, В Росси его знают немногие, так как его картин почти нет в галереях. Все дело в том, что его работы были не по карману даже самым богатым отечественным коллекционерам того времени, поэтому они быстро «разъехались» заграницу. В связи с этим, Маковский был объявлен «вредным» художником. «В мастерской художника» – это одна из немногих картин творца, которая находится в Третьяковке.

На картине изображен маленький сын художника, который собирается заполучить сладкое яблочко. Именно поэтому второе название полотна – «Маленький вор».

Картина пропитана детской наивностью и светлыми чувствами. Маленький мальчик еще не может насладиться настоящим натюрмортом во фламандском стиле, поэтому он, в сползающей с плеча белой ночнушке, пытается слегка нарушить идиллию.

Как ни странно, изначально, художник планировал нарисовать именно натюрморт. Это видно по ткани, на которую стал ребенок: она была подготовлена Маковским специально для создания фона.

Что касается оригинального названия картины, то оно полностью соответствует действительности, ведь сюжетная линия развивалась именно в мастерской Константина Егоровича. Колористичного лоска интерьеру полотна придают бархат, блики, антикварное оружие и вазы.

Константин Егорович часто изображал членов своей семьи на праздничных, красочных полотнах. Его сын Сергей – голубоглазый мальчик с золотистыми кудрями позировал ему для целого ряда произведений: «Маленький антиквар» (1880-е), «Семейный портрет» (1882), «Свадебный боярский пир» (1883) и других. В семье Маковских картина «В мастерской художника» бытовала под другим названием – «Маленький вор»: «…здесь трехлетним малышом в одной рубашонке, взгромоздясь на кресло, я тянусь к хрустальной вазе с пышными фруктами, а рядом огромный рыжий сенбернар выжидательно насторожился, протягивая к вазе лапу. Этот сенбернар не был наш пес, его привозили на сеансы от В.Ф. Голубева, отца Вити Голубева, моего ровесника и приятеля с тех пор, как я себя помню…», – вспоминал Сергей Маковский.

Картина «В мастерской художника» демонстрирует лучшие качества дарования Маковского, прозванного современниками «русским Рубенсом»: богатство и разнообразие колористических созвучий, виртуозность живописного мастерства, захватывающую энергию ритмов круглящихся свободных мазков.