Анализ картины Константина Юона Зима. Ростов Великий - Константин Юон
Анализ картины Константина Юона Зима. Ростов Великий

Анализ картины Константина Юона Зима. Ростов Великий

К. Ф. Юон – яркий представитель импрессионизма, очень любил город Ростов-на-Дону и часто рисовал его. Картина была написана в 1906 году. Сложное время для России, революционные идеи распространялись среди населения и попытки воплощения этих идей предпринимались постоянно.

Художник отобразил мощь русского города, как с архитектурной точки зрения, так и с духовной. Большие и современные здания сочетаются с чудесными храмами. Маковки церквей как золоченые, так и небесного цвета. Прослеживается сочетание разных культур и эпох. Золотые купола типичны для России, небесные маковки встречаются довольно редко. Виднеется и башня по архитектуре напоминающая европейский стиль.

Пейзаж был любимым жанром живописи художника, к нему он относился с особым трепетом, всегда долго готовился перед тем, как начать писать: обдумывал, что конкретно он хотел показать зрителю, а после много путешествовал в поисках нужных мест. Любимым городом художника был Ростов Великий.

Лучше всего, по мнению самого художника, эти места ему удалось изобразить в работе «Зима. Ростов Великий», выполненной в 1906 году, на которой представлена панорама Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Эти места так полюбились художнику, а сама картина принесла столько успеха, что Юон позже создал несколько схожих полотен, написанных с подобного ракурса.

На картине представлен один день зимы в Сергиевом Посаде в момент празднования некого религиозного торжества. Город утопает в снегах: он застелил плотным покрывалом крыши домов, дорогу. Путь к лавре наполнен спешащими людьми. Кто-то идет пешком, кто-то едет на телеге. Люди нарядились, в руках несут поношения. Все хотят помолиться в соборе в этот важный день. На переднем плане зритель видит две женских фигуры.

Наверное, это знакомые, давно не видевшие друг друга, случайно встретились по дороге и захотели поболтать о жизни. Разговор получился долгим, руки начали замерзать на морозе, но расходиться женщинам все не хочется, вот они и трут озябшие руки. Неподалеку две мамы, степенно прогуливаясь, говорят о своем, а их сыновья играют в снежки. Чуть поодаль видна дорога, вдоль которой стоят тонкие нагие деревья: березы и осинки.

Проезжая часть широкая, телегам хватает места ехать в две полосы, никому не мешая. Рядом, по протоптанной дорожке, идут люди. Снег на дороге резко контрастирует со снегом на обочинах. От сотен прошедших по нему за день людей и промчавшихся повозок с лошадьми он приобрел грязно-коричневый оттенок. На картине показаны представители разных сословных групп.

Вот купцы. Они едут в красивых широких с узорами санях. Женщины, сидящие в них, укрылись расписными шерстяными платками и ватными одеялами, чтобы не замерзнуть по дороге. А вот крестьяне, расположившиеся на дровнях, которые тащит по снегу худая лошаденка. Такие семьи укрылись соломой, чтобы не озябнуть в пути. От основной дороги бежит вверх тропинка. Сей путь ведет к часовне. Несмотря на то, что она очень крутая и, видимо, скользкая, по ней медленно взбирается много людей. За поворотом дорога уходит далеко в город.

Вереница людей тянется вдоль всего этого пути. Люди, добравшиеся до входа в арку, издали походят на шахматные фигуры черного цвета, что расставлены в определенном порядке на белых клетках поля. Лавра возвышается над всем происходящим. Несмотря на то, что день выдался пасмурным, ее позолоченные купола с православными крестами будто горят в небе. Их отсвет выделяет синие колокольни.

Позади обращает на себя внимание высокая колокольня. Наверняка, звон этих колоколов всегда раздается по всей округе. Дома города покрашены в сочные цвета: голубой, красный, розовый, зеленый. Юон любил яркие оттенки и старался привнести их в любой свой пейзаж. Интересно, стены домов этого города были окрашены пестрыми красками в действительности или это желание автора?

На заднем плане полотна показано серое небо в облачной дымке и плывущие по нему снеговые тучи. Кое-где видны маленькие просветы, через которые можно разглядеть голубизну спрятавшихся под мрачным покрывалом небес. Большая стая птиц летит по небу, словно тоже хочет успеть в храм в этот праздничный день. Данная картина воспринимается зрителем по-особому. Кажется, что перед тобой не просто холст, а живая композиция: вот каркают вороны, говорят люди, лают собаки, смеется детвора, вот рассеялся в небе малиновый перелив колоколов, вот чувствуется зимний морозец и дуновение ветра. Но главное, непременно создается ощущение душевной теплоты и радости от того, что ты стал незримым участником великого торжества православного народа.

На картине Константина Юона Зима. Ростов Великий изображено много народа. Удивительное смешение классов и представителей различных общественных сословий. В бесконечном потоке саней можно рассмотреть и роскошные расписные сани, запряженные породистыми гнедыми, и бедные повозки, которые тянут тощие клячи. Все люди стремятся, скорее всего, в храм.

Такое шествие возможно только в большой религиозный праздник. На полотне изображено много людей и сюжетных линий, разнообразность работы просто поражает. Такую картину можно рассматривать вечно, находя новые сцены из жизни. Люди изображены не просто в качестве придания картине массовости. Каждый человек занят определенным делом.

Бесконечная череда саней уходит вглубь города и кажется, что поток людей никогда не закончится. Здесь смешались и взрослые и дети и, несмотря на морозную погоду, все стремятся попасть на службу. Художник очень точно передает величие города и духовность русского народа. Большие здания говорят о надежности стен и безопасности, а поток людей определяет потребность города, необходимость его строений. Русский народ, несмотря ни на что чтит свои традиции.