Анализ картины Константина Коровина Зимой - Коровин Константин
Анализ картины Константина Коровина Зимой

Анализ картины Константина Коровина Зимой

Константин Коровин – один из основателей отечественного импрессионизма. Его всегда поражало как точно передают художники мимолетные моменты существования природы, животных и человека. Влюбившись в этот стиль во время поездок в Париж, он принес в него много нового, русского, самобытного, своего. Восхищался Клодом Моне, был ярким последователем И. И. Левитана и М. В. Нестерова. И любимым учеником А. К. Саврасова. Пейзажист привык писать с натуры, поэтому его работы отличаются удивительной точностью цветовой гаммы, эмоциональной насыщенностью, мощной энергетикой и естественной композицией.

Творец с непростой судьбой и характером, что было глубоко выражено в его работах, особенно поздних. Значительную часть жизни мастеру пришлось провести вдали от Родины. Он тяжело переносил разлуку, тоскуя по друзьям, лесам, полям, серому осеннему небу и ярким листьям. Но больше всего по русской зиме.

Картина Константина Коровина «Зимой» создана в 1894 году. Облик среднерусской зимы передан искренне и лирично. Эта работа напоминает стиль живописи любимого педагога автора – Саврасова. Даже в хрестоматийном пейзаже учителя «Грачи прилетели» можно заметить похожую игру света и тени, подчеркивающую природу ранней весны.

Приветлива интимная композиция зимы, где все сосредоточено на переднем плане, замкнутом от остального пространства справа избой, а слева – изгородью.

На полотне мы видим бревенчатый сельский домик, покосившийся от времени. Изображение обрамлено забором, на котором висят какие-то предметы одежды. Это создает ощущение закрытости, интимности происходящего. Созерцатель будто становится частью сюжета.

Центральную часть полотна занимает черная лошадь с телегой. Этот объект выделен не только своим расположением, но и цветом. Цветовая гамма полотна серебристо-серая. А это самый темный и насыщенный акцент работы.

Это не вороной жеребец высокой породы, а простая деревенская лошадь, уставшая от тяжелой работы. Животное стоит задумчиво склонив голову и покорно ожидает хозяина. А сани готовы к поездке: для возницы приготовлено мягкое сидение и теплое самотканое покрывало.

Калитка распахнута. Либо хозяин вот-вот уедет, либо это заехал ненадолго какой-то гость. Дополняют русскую самобытность пейзажа три, стоящие врозь, белые березки.

Снежный покров изображен в другой технике. Мелкие пастозные мазки помогают передать рельефность и липкость снега. Картина написана с нежной и преданной любовью к родному краю, природе и русской душе.

В своей картине «Зимой» художник Коровин выразил чувство любви к природе. Нашему взору открывается красота зимнего пейзажа. Посреди белого снега стоит старый дом из бревен, а из-за открытых ворот виднеются распахнутые двери. Видимо, крестьянин куда-то очень спешил, что даже двери не успел закрыть. И вот лошадка уже готова двинуться. А за домиком виднеются поля с белоснежным покровом и царственные леса. Цельности картине придает гармоническое сочетание серых, голубых и сиреневых оттенков. Мастер кисти придал образу русской зимы задушевности и лиричности. Считается, что рисуя картину, художник был под впечатлением удивительных пейзажей русского живописца Саврасова, который был его первым учителем. Вся композиция «Зимы» очень сокровенна, здесь все сосредотачивается на переднем плане картины, ведь все происходящее замыкается с одной стороны избой, а с другой – изгородью.

Лошадка, которая впряжена в сани, – это маленькое пятнышко в центре картины. А все вокруг дышит обычной деревенской жизнью.

В светло-серебристую палитру пейзажа художник не вносит оттенков свинца, чтобы не омрачить картину, а передать свежесть воздуха, который предвещает весну. О ее скором приходе свидетельствуют теплые оттенки: темно-розовые вещи, развешанные на ограде, желтоватые сани и хомут лошади цвета малины. А если присмотреться хорошенько, то можно увидеть и охристые оттенки. Их Коровин подмешал к серебристым тонам для того, чтобы внести в зимнюю картинку капельку тепла и передать всю прелесть снежного покрова. Эти пастельные тона при помощи рельефного мазка передают истинную атмосферу настоящего произведения искусства. Следует подчеркнуть, что картина «Зимой» положила начало крестьянскому циклу таких великих художников, как Валентин Серов и Марк Левитан.