Анализ картины Клода Моне Дама с зонтиком - Клод Моне
Анализ картины Клода Моне Дама с зонтиком

Анализ картины Клода Моне Дама с зонтиком

Картина Клода Моне «Прогулка. Дама с зонтиком», известная также под названием «Камилла Моне с сыном Жаном» была написана художником в 1875 году и примечательна сразу по нескольким причинам.

Великий художник Клод Моне в 1886 году написал знаменитую картину «Дама с зонтиком», вернее целых две картины «Дама с зонтиком смотрящая направо» и «Дама с зонтиком смотрящая налево». Полотна очень похожи, так как моделью была одна и та же женщина Сюзанна Гошеде, которая в дальнейшем стала приёмной дочерью великого мастера, он женился на её матери.

В 1875 году Моне написал первую картину “Дама с зонтиком”, для которой позировала его первая жена. Затем, в продолжение сюжета, через долгие и нерешительные 10 лет, он всё же решился и дополнил цикл двумя новыми произведениями.

Моне действительно великий мастер пера, посредством красок он смог передать образ, настроение и даже состояние души изображённой героини. Это трудно, а порой, практически невозможно. Вы только посмотрите, как на полотнах изображён синий цвет. Это небо, общий фон, детали одежды, зонтик, всё имеет оттенки данной гаммы, только изображены они по – разному.

Синяя палитра размыта поверх белой, получается как бы сплетение цвета, которое может и зачастую происходит в реальной жизни. Ощущение движения просматривается во всех основных действующих лицах: дама, облака, зонтик, пусть он относится к неживой природе, но всё же неимоверно колоритно вписывается в образ.

Лицо дамы туманно и загадочно, что и хотел передать мастер. Не всё так спокойно и гладко у неё на душе, как это кажется в первого взгляда на сюжет. Стоит задуматься над образом, манерой написания и общим фоном произведения, как на ум приходят совершенно противоположные факты. Этого и требовалось доказать, мастер добился того, чего хотел. Энергичными мазками художник добавляет жизни и движения всему сюжету и написанному образу дамы с зонтиком.

Посмотрев эти удивительные произведения, вы сможете понять художника так, как он этого хотел сам и старался донести миру.

Во-первых, потому, что Моне решил, наконец, несколько отвлечься от бесконечного изображения слабо одушевленных предметов, к чему, как мы знаем, питал непреодолимое пристрастие. Да, количество стогов сена, маковых полей, кувшинок, видов лондонского Парламента и Руанского собора, порожденное Моне, слабо поддается учету и наглядно демонстрирует негативное отношение художника к такому подозрительному классу живых существ, как люди.

Да, род человеческий не вызывал у Моне особенного восторга — и здесь его можно понять. Однако, как бы ни было, «все мы люди, все мы человеки», и потому лично нас в живописи привлекают именно человеческие персонажи. Приятно, что Моне решил пойти нам навстречу, изобразив сразу двух человек — свою возлюбленную жену Камиллу и сына Жана.

Вторая причина, по которой «Прогулка. Дама с зонтиком» является хорошей картиной, заключается в том, что Клоду Моне замечательно удалось справиться с поставленной задачей — передать атмосферу украденного у времени мгновения: одной секунды солнечного и ветреного летнего дня в воспетом импрессионистами Аржантёе.

У Клода всё получилось как нельзя лучше: много солнца, зелени, растревоженные ветром облака в неоглядной небесной выси; он только что окликнул любимую Камиллу, и та, не прекращая движения, обернулась на зов мужа…

Камила не стоит — она движется, как движется по пестрящему солнечными пятнами зеленому ковру её тень. А вот ребенок, напротив, застыл как вкопанный — то мгновение внезапной детской окаменелости, которое вот-вот, глазом не успеешь моргнуть, сменится шумом и бурным движением.

Очевидно, что Моне поместил Жана на задний план, чтобы придать изображению необходимую глубину — и это безусловно ему удалось. «Прогулка» — очень «впечатленческая» (импрессионистская картина), хотя в свое время, будучи выставленной на второй выставке импрессионистов в галерее Поля Дюран-Рюэля, она не вызвала особого интереса ни у публики, ни у критиков.

Между тем, сам Моне небезосновательно считал эту вещь стоящей и спустя десяток лет вновь вернулся к схожему сюжету. На этот раз Камиллу заменила Сюзанна Моне — дочь второй жены художника и любимая падчерица Клода — однако картины, на наш взгляд, получились гораздо менее удачными.

В наши дни полюбоваться этой замечательной вещью Клода Моне можно в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.