Анализ картины Казимира Малевича Жница - Казимир Малевич
Анализ картины Казимира Малевича Жница

Анализ картины Казимира Малевича Жница

Картину «Жницы» Казимир Малевич написал в духе неопримитивизма — художественной программы, которая появилась в начале 1910-х годов. Авторы этого направления создавали свои работы в основном с 1908 по 1913 год. Неопримитивисты отказались от академической живописи, в их полотнах можно проследить влияние русской фольклорной традиции и одновременно с этим — французского модернизма. Например, интенсивные яркие цвета и отсутствие светотени, как в полотне «Жница», — черта фовизма, французского модернистского течения начала ХХ века. А приглушенная цветовая гамма, плоскостная композиция и обратная перспектива, при которой предметы, удаленные от зрителя, изображаются укрупненными, — приметы русского иконописного канона.

Художник создал несколько серий, на которых изобразил «людей труда». Полотно «Жница» Казимира Малевича — это первая крестьянская серия, художник как раз работал над ней в начале 1910-х. В это время также появились «Косарь», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи». Все — в стиле неопримитивизма: фигуры крестьян нарочито увеличены, написаны максимально просто и плоско. Вскоре художник перешел к кубофутуризму, а силуэты персонажей стал изображать геометрическими фигурами.

Казимир Северинович этой картиной хотел показать организм, живущий и развивающийся по своим законам. В качестве ориентира для художника служили фовисты Франции.

Образ картины, которая сумела стать былью – праздник труда. Здесь удачно сочетается колористический композиционный план картины. Взглянув на картину, мы видим, как художник опрокинул закон воздушной перспективы.

Здесь показано, насколько у сельской жительницы непростая судьба, как ей тяжело дается работа в поле, в период жатвы. Художник не жалел средств для выражения эмоций и чувств: большие обнаженные ступни ног, руки непропорционально большие для ее роста. Одной рукой держит колоски пшеницы, в другой у нее находится серп. Казимир Малевич использовал супрематизм и примитивизм в передаче сгорбившейся фигуры крестьянки. Благодаря этому, мы не ощущаем плоскость фигуры, есть перспектива и пространство. Единственная фигура, которая показан плоской – это профиль ее лица.

На полотне мы видим, что художник переживает перелом в творчестве. Здесь показаны простые проблемы, которые были у крестьян. Для того, чтобы картины выглядели более выразительно, Малевич изображал фигуры немного деформированными (к примеру, большие непропорциональные ступни), упрощал по возможности изображаемых им людей.

Я остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе. Сначала, в первом периоде, я подражал иконописи. Второй период был чисто «трудовой»: я писал крестьян в труде, жатву, молотьбу. Третий период: я приблизился к «пригородному жанру» (плотники, садовники, дачные места, купальщики). Четвертый период — «городской вывески» (полотеры, горничные, лакеи, служащие).

Яркие и вызывающие полотна авангардистов часто не находили отклика у публики и критиков. И хотя реализм и академические традиции, которых придерживалось самое влиятельное объединение второй половины ХХ века — Товарищество передвижных выставок, — уже отступили на второй план, само художественное сообщество было довольно консервативным. В 1890-х годах появился кружок «Мир искусства». Это было объединение художников, которые вдохновлялись прошлыми эпохами: барокко, рококо и петровским ампиром, — создавали хоть и не академические, но зрелищные и чувственные работы. Авангард с его игрой формами и цветами представители «Мира искусства» встретили весьма критично. Например, Александр Бенуа назвал крестьянок Малевича кубистическими Афросиньями, но при этом признавал мастерство Малевича-колориста.