Анализ картины Казимира Малевича Цветочница - Казимир Малевич
Анализ картины Казимира Малевича Цветочница

Анализ картины Казимира Малевича Цветочница

Эта картина во многих смыслах является уникальным произведением искусства – в первую очередь из-за того, что она дает нам, знакомым в основном с супрематическим опытом художника (типа «Квадрата» и «Спортсменов), представление об ином Малевиче.

Картина Казимира Малевича «Цветочница» написана в 1930-м году. Полотно написано в импрессионистическом стиле. Малевич много занимался теорией импрессионизма и возвращался к этой теме в различные периоды своего творчества. Картина «Цветочница» Казимира Малевича относится к «ретроспективному» импрессионизму, когда художник периодически возвращался к оставшемуся в прошлом направлению.

Это полотно ценно тем, что является самостоятельным произведением искусства, а не простой иллюстрацией к теоретическим воззрениям художника, как его супрематическое (геометрическое) творчество. И эта картина стала свидетельством профессионального мастерства Малевича, и его подлинного интереса к живописи, противоречащего его лозунгу «зарезать искусство живописное».

Картина имеет сложную и разноплановую композицию. Это и высокие многоэтажки на заднем плане, сливающиеся с ярко синим небом, и огромная толпа людей позади цветочницы, и отдельные выразительные фигуры второго плана, и пейзаж, и конечно, сама цветочница, занимающая в картине центральное место.

Картина прекрасна многоцветьем чудных красок и некоей вневременностью. Для неё помимо черт импрессионизма характерны и черты сугубо индивидуального стиля Малевича. Прежде всего они касаются размещённой на первом плане женщины. Она и реалистична, и ирреальна в одно и то же время. Реалистичность ей придаёт обычная одежда – шляпка, кофточка, юбка. У неё обыкновенные и вполне миловидные черты лица. Конечно, цветочница Малевича далека от изящных и воздушных статуэток балерин Дега. Видно, что это молодая и сильная женщина в расцвете сил, вовсе не хрупкая. И всё же это ещё и не коренастая и приземистая крестьянка, которых также любил изображать Малевич. В фигуре героини картины чувствуется мощь и сила, гармония и спокойствие. Её тонкие губы слегка улыбаются, а широко раскрытые глаза заглядывают в душу зрителя. Брошенная от шляпки тень скрадывает пол лица и делает его загадочным.

В конце 20-х годов художник, занимаясь реконструкцией своего творческого пути, неожиданно обращается к техникам, которые уже тогда успели стать историей, – импрессионизму, фовизму и неопримитивизму.

При этом Малевич целенаправленно датировал картины тех лет началом ХХ века. До некоторых пор «Цветочница» считалась едва ли не самым ранним полотном художника, однако один пристальных взгляд, брошенный на эту картину, развеет любые сомнения об истинном времени ее создания.

Во-первых, «Цветочница», в которой явно ощущается влияние неопримитивистских опытов Малевича, никак не вписывается в то, что мы привыкли назвать «русским импрессионизмом начала веков». Во-вторых, бросается в глаза контраст между фигурой самой цветочницы, ассоциирующейся с эпохой 1920-х годов, и окружающими ее прохожими, которые уместней смотрелись на полотне 80-х годов.

Эти особенности, однако, не отменяют художественные достоинства картины. Очень реалистично передан облик цветочницы, ее шляпка, корзинка в руках. В то же время в ней проскальзывают несколько ирреальные черты, которые концентрируются в напряженной фигуре героины, что подчеркивается смелым цветовым сочетанием – синим и ярко-оранжевым. Стоит также отметить разноплановую, сложную композицию картины.

Так, позади цветочницы находятся и многоэтажки, практически сливающиеся с небом, и довольно хорошо прорисованные персонажи второго плана, и улица. Все это заставляет исследователей творчества Малевича снова и снова обращаться к этому полотну как любопытному примеру позднего творчества художника.