Казимир Малевич запомнился зрителям как основатель супрематизма, автор легендарного «Черного квадрата». Но в начале своей творческой карьеры он писал в разных живописных стилях – неоимпрессионизме, примитивизме, фовизме. Его работы свидетельствуют, что Малевич мог бы стать выдающимся художником в любом из них. Но мастер проникся идеологией кубофутуризма, а позднее создал собственное художественное учение – супрематизм. Он рассматривал беспредметность как новую ступень художественного сознания, своего рода платформу для дальнейшего развития изобразительного искусства. Несмотря на это, время от времени он возвращался к более привычным обыденному зрителю предметных формам и сюжетам: как, например, в импрессионистической работе «Летний пейзаж».
Изображение на холсте маслом проникнуто солнечным настроением. Автор использовал мазки разной фактуры для построения композиции. Цветовая гамма картины натуральная, природная.
Большая часть полотна залита разными вариациями зеленого цвета. Лето Казимира Малевича свежее, зеленое, цветущее.
Художник разместил в своем пейзаже архитектурный элемент и человеческую фигуру. Под большим раскидистым деревом в центре холста заметна то ли женская, то ли детская фигурка в белом сарафане. Рядом поставлен стол и протоптана тропинка, ведущая к сельскому домику. Вдали видны очертания других построек. Небо над зеленым пейзажем безмятежно голубое.
Глядя на картину, будто переносишься в глубину зеленого сада, где в тени дерева можно насладиться покоем летнего дня. Буйство зелени радует глаз и заставляет скучать о лете. Время отдыха и долгих прогулок на природе дарит моменты незабываемого счастья.
В художественном произведении Казимира Малевича «Летний пейзаж» нет ни намека на новаторский супрематизм. Малевич пишет эту работу, как бы отдыхая от нового направления. Результат этого эксперимента по возвращению к первоначальному стилю заслуживает высшей похвалы.
Небольшой сельский пейзаж можно воспринять как ностальгию автора по детским годам. Он жил за городом, в окружении природы, и именно здесь проникся любовью к ее краскам. Став видным художником, он с трепетом вспоминает минувшие года.
На холсте изображен маленький летний домик, затерявшийся в буйной зелени. У него белые оштукатуренные стены и красная черепичная крыша. На заднем плане возвышаются высокие деревья с кудрявыми кронами – они словно обнимают это уютное жилище своими тенистыми ветвями. Вдали под деревьями виден купол и крест деревенской церквушки, возможно, за забором лежит кладбище – безмолвное напоминание человеку о скоротечности жизни.
На первом плане растет яблонька с побеленным стволом. Под ней спиной к зрителям стоит женщина – она не позирует художнику, а выглядит, скорее, как случайный персонаж.
Перед женщиной раскинулся небольшой огород с традиционными посадками капусты, моркови и огурцов. Узкая песчаная тропинка ведет от домика прямо к грядкам, словно мостик, соединяющий мир природы и мир человека.
Цвет неба сизовато-синий, а воздух наполнился ожиданием грозы. Но этот ливень, готовый пролиться на сухую землю, несет в себе очищение и обновление. Он – основа новой жизни, необходимость для ее роста и развития.
Все произведение наполнено ностальгией художника по детству, проведенному в деревне, рядом с природой. Краски на картине невероятно свежие и сочные, а сюжет настолько незамысловат, что вызывает у каждого зрителя собственные томительные воспоминания, как будто картина рассказывает именно о его детстве.
В этом заключается уникальное мастерство Малевича-импрессиониста: он умел коснуться сердца каждого зрителя своими полотнами-впечатлениями и пробудить в них самые сокровенные воспоминания.