Анализ картины Николая Крымова Летний день - Николай Крымов
Анализ картины Николая Крымова Летний день

Анализ картины Николая Крымова Летний день

В русское искусство Н. П. Крымов (1884 – 1958) пришел в момент его преобразования и понял, что его интересуют новейшие течения. Какое бы направление ни выбирал художник, в любом из них главным жанром оставался пейзаж.

Николай Крымов — русский пейзажист, ярый поклонник творчества Левитана. Родители рано обнаружили талант у старшего сына и вовремя поддержали его в изобразительных начинаниях.

Крымов прожил долгую, полную творческих успехов, жизнь. Его никогда не интересовали путешествия и не манила романтика дорог, он жил в России и гордился этим. Крымов получил признание очень рано, его оценили на выставке, когда ему только исполнилось 22 года, с тех пор он не прекращал создавать полотна, наполненные тонким содержанием и точным решением света и тени.

Художник считал, что природа вокруг и просто окружающее пространство — сфера эстетического созерцания. Крымов акцентировал своё внимание на тоне, он говорил, что суть живописи не в цвете, а в тоне, который наполняет цвет светом. В своей работе «Летний день» автору удалось передать завораживающую тишину прозрачного летнего дня. Картина дышит теплом, радостью, прославляющей жизнь во всех её проявлениях.

На первый взгляд, кажется, что эта композиция абсолютно случайна, будто бы мгновение остановилось на долю секунды. Но приглядевшись, можно заметить очень мягкое цветовое и световое решение картины, которое сразу располагает зрителя к себе.

Для Крымова не существовало плохой погоды, он писал то, что любил с детства и постоянно видел. С проникновенным мастерством и тонкой лиричностью художник передаёт состояние природы. Мы видим ясный солнечный ласковый день дремлющий в жаркой истоме. Река с, напоенными зноем, кустами и деревьями — прочувствованный образ природы.

Вот что действительно поражает в полотне «Летний день», так это фигуры купальщиц, которые, примостившись на берегу реки, общаются друг с другом. Изображение фигур не свойственно художнику, Крымов больше предпочитал писать городские мотивы, а в позднем его творчестве преобладали деревенские пейзажи. В этом и заключалась художественная правда, которую создавал Крымов в своих полотнах.

Картина «Летний день. Пейзаж» относится к периоду творческих поисков Крымова. Она была представлена на XII выставке Союза русских художников 1914-1915 годов под названием «Летний день», где её приобрел Я. М. Шлесберг — глава конторы по продаже мануфактурного товара, купец первой гильдии, покинувший Россию в 1917-м году. Видимо, его коллекция была национализирована и передана в Центральное хранилище Музейных фондов, располагавшееся в бывшем Английском клубе, откуда пейзаж поступил в Астраханскую картинную галерею в 1927-м году.

Пейзаж вызвал интерес критики. Россций в «Русских ведомостях» писал: «На этот раз в центре художественного интереса выставки стоит Крымов… Настоящую прелесть новизны дает «Летний пейзаж». Это какая-то русская Аркадия давней памяти старинного академического рисунка». Александр Ростиславов в «Речи»: «Очень привлекателен Крымов – этот оригинальный художник с отзвуком старинных мастеров и собственным чувством в передаче природы». Как видим, критики отметили в «Летнем дне» Крымова обращение к творчеству старых мастеров и в то же время новизну в подходе изображения природы. Новизна и заключается в переосмыслении традиций ушедших эпох.

Картина являет собой образец так называемого сочиненного пейзажа. Композиция «Летнего дня» свободна, панорамна, с широким горизонтом, чередованием планов, создающихся игрой цветовых зон, включением речной диагонали и особой компоновкой деревьев. Расставленные строго по диагоналям в отношении друг к другу, они придают пейзажу структурность и декоративность. Природа очищена от лишних подробностей, выбрано только прекрасное, к чему, собственно, и стремился художник. Этому способствуют также фигуры купальщиц, напоминающие античных наяд. Написанные мелко, они подчеркивают величие природы. Художник передает «состояние» летней природы в полдень. Весь пейзаж пронизан солнечным светом, переданным в его цветовом строе и игре теней и отражений.