Анализ картины Казимира Малевича Девушки в поле - Казимир Малевич
Анализ картины Казимира Малевича Девушки в поле

Анализ картины Казимира Малевича Девушки в поле

В картине «Девушки в поле» сохраняется геометрическая основа в построении фигур, выработанная К. С. Малевичем в начале 1910-х гг. И в целом полотно «Девушки в поле» перекликается с ранними работами Малевича. Это не удивительно: в 1920-е гг. художник нередко обращался к повторению разных мотивов, вероятно, вследствие того, что выставка в Берлине в 1927 г., охватывающая в основном ранний период творчества Малевича, по ряду причин осталась за рубежом.

И тут Малевич верен своей традиции. Всё как бы осталось при его стиле, но всё таки не совсем. Те же геометрические формы – только вплетены они в женский образ. Зато эти образы снабжены великолепной цветовой гаммой. Тут есть место и красному и чёрному, зелёному и жёлтому.

Да практически весь радужный спектр соблюден, и никто не скажет, что это изобразил тот самый Малевич, который до недавнего времени изображал на полотнах лишь сплошные геометрические фигуры в определённом цвете – чёрном. Но почему вдруг он решил отойти от своего кубического стиля? Почему вдруг? Это можно легко объяснить: художнику в том стиле стало меньше простора и он, оставив за собой использование всё той же геометрии, вернулся к почти знакомым обывателю стилям.

Это мог быть пейзаж или даже портрет, но художник не рисовал лица. Он, используя уникальность фигур, как бы выстраивал из них человеческие фигуры или конструировал пейзажи. Только при этом использовал всю гамму красок. Этот период его творчества считается самым ярким и наиболее выразительным.

На этом полотне всё схематично и пропорционально верно. Если смотреть чисто теоретически то, небо синее, земля разноцветная. И сами люди, поскольку произошли из земли, тоже должны быть разноцветными, только не смешиваться с красками земли. Прорисовываются все фигуры, все грани, все краски. И потому через какое-то время начинаешь понимать или точнее, представлять, как могли бы выглядеть девушки. Представлять их лица, их реальные фигуры, их заботы. Раз в поле, значит крестьянки. А раз они в поле значит пришло время сбора урожая.

Можно эту красочную яркость представить как праздник сбора урожая. Вспомните, как торжественно и с почётом праздновали на селе этот день. Может быть, Малевич потому и снабдил это полотно красками, чтобы отметить, что на полотне именно такой день.

Стиль произведений, подобных «Девушкам в поле», выработан в процессе переосмысления кубизма под влиянием национальных традиций — иконы, лубка и фрески. Образное решение картины построено на цветовой и композиционной ритмике, в данном случае подчиненной законам симметрии. Художник акцентирует на этом внимание, рисуя расходящиеся от центра, окрашенные в разные цвета «лучи».

Возникновение пестрого фона в композициях Малевича с фигурами, по мнению некоторых исследователей, объясняется влиянием картины М. В. Матюшина «Движение в пространстве». Малевич подчеркивает безликость персонажей картины, что соответствует его идее о «космическом» восприятии мира. Вместе с тем в композиции «Девушки в поле» ощущается отдаленная связь с обобщенными образами древнерусских фресок.