Холст, масло, 1893 год. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского севера».
Детский портрет – особая тема в искусстве. Детей изображали в разном возрасте, в окружении различного антуража. Портреты создавались индивидуальные и групповые, по заказу или по велению души.
К написанию полотна художника подвигло, думается, два события: приобретение дачи неподалеку от Москвы, в селе Ховрино, и рождение дочери. Можно ли считать совпадением название картины с именем любимой дочки? Вряд ли. Нежность, любовь к Вареньке постепенно распространилась на ее окружение – в селе девочка проводила каждое лето, приобрела многочисленных друзей среди местных ребятишек.
На картине Карла Лемоха Варька изображена босоногая деревенская девочка. У непоседы лукавый взгляд, румянец во всю щеку – недавно играла со сверстниками и на минуту присела отдохнуть.
Отсутствие обуви – обычное дело для крестьянских детей летом: в деревне детская обувь была редкостью, береглась для «особого» случая, либо до наступления холодов. Однако ступни девочки выглядят чисто, ей явно непривычно долгое гуляние босиком.
Светлые волосы малышки убраны под платок, на ней платьице простого покроя, зато на шее настоящее «взрослое» украшение – бусы. В руках озорница держит куклу. Игрушка красиво одета в кофту с юбкой – как барышня. Если хозяйка взяла ее с собой погулять – наверное, это любимая куколка.
Художник использовал контрастное сочетание темных предметов крестьянского хозяйства с ярким одеянием маленькой сельской озорницы.
Общий темный фон словно озаряет детская улыбка, от которой светлеет не только ее лицо, но и все вокруг.
Это полотно – результат совпадения двух событий в жизни живописца: рождение дочки Варвары и покупка дачи в Ховрино (сельская местность недалеко от Москвы). Девочка проводила в селе каждое лето, завела там множество друзей.
Сюжет картины простой и до невозможного трогательный. Его занимает босоногий деревенский ребенок. Хитрый взгляд, пунцовый румянец на обе щеки: будто девочка только что резвилась со сверстниками и художник на мгновение усадил ее попозировать.
Гуляние босиком летом – привычное дело для деревенской детворы: так они могли пробегать до первых холодов. Однако ножки девочки на картине абсолютно чистые, а значит, для ее родителей (самого автора) – детская летняя обувь не такая редкость и роскошь как для остальных ребятишек.
Светлые волосы героини собраны под платочком, на ней простое платье и достаточно “взрослое” украшение – крупные, ярко-синие с белым бусы. В руках ребенка – нарядная кукла, на ней тоже – кофта с юбкой, платок и, по видимому, фартук. Наряд игрушки вторит палитре Вариных бус. Вероятно, это любимая кукла девочки, раз она берет ее даже на улицу.
В картине явственен контраст темных вещей, представляющих крестьянское хозяйство с самой девочкой – ее платьем и сияющим лицом.
Взгляд поначалу даже не замечает черного фона: настолько его озаряет детское личико. Кажется, будто свет на все помещение идет именно от него. В лице и фигуре Вари – такая простота, непосредственность, наивность.
Не зря эта картина считается одним из лучших портретов ребенка в русском искусстве. Понять и изобразить на полотне детскую психологию нелегко, но Лемох как раз был таким редким автором. Он доказал, что даже такая узкая и сложная тема, как детский портрет, может занять свою нишу в изобразительном искусстве.
Полотно недаром считается одним из лучших детских портретов в русской живописи.
Можно только предположить, чьим портретом стала картина. Возможно, на холсте изображена дочь живописца в образе своих крестьянских подруг.