Художник Фернан Леже прославился как один из первооткрывателей нового направления в искусстве – кубизма. Именно после знакомства с членами общества «Золотое сечение» художник полностью отказывается от традиционной живописи, переходя на сложный язык геометрических объемных фигур. Из цветовой гаммы он избирает спокойный серый тон во всевозможных оттенках. Одним из первых опытов создания художественного произведения в новой манере стала картина «Курильщики».
Картина Фернана Леже Курильщики насыщена элементами, которые впоследствии станут базовыми для художника: формы разобщены, руки большие, неестественной величины. Произведение называет персонажей, однако они присутствуют на полотне в «разобранном» виде. Людей не видно – обозначено их присутствие. Глаза – вне лица, руки – непропорционального размера, очертания фигур отсутствуют. Лица едва проглядывают сквозь окружающую дымку, читаются только намеками. Мимику невозможно прочесть – чувства, эмоции не занимают художника. Его главная задача – показать мир преображенным, измененным, передать его хрупкость и зыбкое равновесие.
Небольшие домики с цветными крышами, зеленые овалы крон деревьев, воздух, небо – все окутано клубами табачного дыма. Серые клубы заполняют пространство картины так плотно, что, кажется – еще немного, и зритель почувствует характерный табачный запах наяву. Курильщики изменили мир вокруг.
Картина интересна тем, что для понимания изображенного требуется время и особый, свободный от художественных условностей, взгляд. Нужно рассматривать полотно с разных точек, то приближаясь, то удаляясь от произведения. Произведения Фернана Леже увлекают зрителя своим необычным видением окружающего пространства, тонким умением показывать мир «сверху», не оглядываясь на привычные схемы и картины.
Творчество мастера всегда вызывало много споров и активную полемику, однако в этом, вероятно и заключается подлинное искусство.