Анализ картины Карла Брюллова Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя - Карл Брюллов
Анализ картины Карла Брюллова Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя

Анализ картины Карла Брюллова Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя

После обучения в академии художеств, Карл Брюллов, для совершенствования своего мастерства, отправился в Италию. Там и была написана картина “Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя”.

На полотне изображена сцена сбора винограда. Молодая девушка срывает гроздья винограда и кладет их в плетеную корзину, висящую на руке. Гроздья винограда висят высоко, девушке приходится тянуться за ними, вставить на цыпочки. Художник остановил время на картине, и кажется, что девушка застыла в танце.

Легкие просвечивающие одежды призваны передать нежность южного солнца и тепло итальянского лета.

Другая молодая девушка отдыхает на каменных ступенях в густой тени виноградных листьев. Совершенно незаметно, что девушка занималась тяжелым трудом, кажется, что она устала и разгорячилась от танца и прилегла на минуту перевести дух. Щеки девушки горят румянцем, легкая блуза немного спала, обнажив белую грудь.

Художник красным цветом обозначил смысловой центр картины: румянец, одежда, бубен в руках девушки, ожерелье. По краям полотна преобладает зеленый цвет: трава, кусты и деревья, виноградная лоза обрамляют картину, делая изображение более интимным.

Картина написана, когда художник находился в Италии с целью обучения и совершенствования своего мастерства. Брюллов пытался найти красоту в повседневных вещах и перенести ее на холст.

На картине изображена сцена сбора урожая. Девушка в центре собирает виноград в корзину, которая висит на ее левой руке. Чтобы дотянуться до очередной грозди ей пришлось развернуться, привстать на носки, ухватиться за жердь и протянуть правую руку к винограду, слегка отклонившись назад. Девушка выглядит так, как будто застыла в танце.

Она изящна и грациозна. Возможно, девушка даже напевает какую-то итальянскую песенку и движется в такт бубна.

Вторая девушка лежит на ступени. Головой она опирается на большую зеленую тыкву. В руках у неё бубен. Девушка слегка ударяет в него. Она выглядит так, будто танцевала, устала и прилегла отдохнуть в тени виноградной лозы. Лицо лежащей девушки кокетливо и игриво. Волосы у героинь собраны, но легкие завитки выбиваются из прически. На щеках горят румянцы.

На заднем плане справа изображен мальчик в одной рубахе. Он несет большую бутыль с вином. Мальчик сосредоточен на этом занятии. Справа внизу струей воды бьет источник, добавляя движения в картину. На заднем плане стоит запряженный ослик, видны очертания кустов, деревьев и гор.

Оттенками красного художник выделяет центр картины: это одежда девушек, бубен, коралловое ожерелье, румянец. Белый цвет одежды придает свечение, отражает яркое итальянское солнце. Обрамляют картину оттенки зеленого и охры: виноградная лоза, кусты и деревья, тыква, источник с водой и земля.

Легкая одежда персонажей картины передает тепло итальянского лета. У девушки в центре сквозь тонкую ткань просвечивают ее стройные ноги. А у лежащей девушки блузка спадает, слегка обнажая белую грудь. И совсем не заметно, что девушки заняты тяжелым трудом.

Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя — Карл Павлович Брюллов. 1827. Холст, масло, 62 х 32.5 см

Первая поездка Брюллова в Италию оказала весомое воздействие на всё дальнейшее творчество художника. Неспешный ритм жизни, тёплый климат и знакомство с творчеством основоположников европейского искусства – неудивительно, что стиль русского живописца претерпел значительную трансформацию.

С первых дней пребывания в Италии, Брюллов увлекается жанровыми сценами, одна из самых известных – картина «Девушка, собирающая виноград в окрестностях».

Размеренное течение жизни за своей обычной работой может быть радостным, ярким и красивым – провозглашает художник. Юная девушка с гибким станом тянется за веткой винограда. Движения её подобны прихотливому танцу – руки подняты вверх, а сама собирательница приподнялась на носочки. Подобие танца подчёркивается благодаря подруге главной героини. Она устроилась около ног прямо на ступеньках. Голова второй девушки покоится на арбузе, а в руках она держит большой бубен, с помощью которого она как бы аккомпанирует искусному танцу девушки, собирающей виноград.

Внимательный зритель непременно заметит всё время повторяющийся мотив на картине – это фигура круга. Арбуз, бубен, поклажа на ослике, дно бутылки в плетёной корзинке – всё это круг, который подчёркивает цикличность крестьянской жизни. Кроме того, благодаря этому сквозному лейтмотиву, само полотно обретает целостность и гармоничность.

Акцентным цветом в общей колористике картины, Брюллов назначил красный — красной накидкой перевязан стан девушки, которая гармонирует с ободком бубна такого же цвета. Белому цвету, который преобладает в одеяниях, также было наделено большое значение – он отражает яркое сияние радостного итальянского солнца.

Картина, которая по идее отображает тяжёлый ежедневный труд, в итоге у Брюллова получилась светлой и радостной. И будто можно уловить едва слышный серебряный звук нехитрого музыкального инструмента, под который кладёт в свою корзинку спелые гроздья хрупкая девушка, изящно изогнувшись в танцевальном па.