Анализ картины Караваджо Кающаяся Мария Магдалина - Караваджо
Анализ картины Караваджо Кающаяся Мария Магдалина

Анализ картины Караваджо Кающаяся Мария Магдалина

Согласно историческим сведениям к 1597 году была завершена одна из глубоко религиозных картин Караваджо, названная «Кающаяся Мария Магдалина». Многочисленные библейские сюжеты особенно затрагивали душу ваятелей эпохи барокко. Итальянский живописец Караваджо большую часть шедевров создал в Риме – тогдашнем центре искусств всей Европы. Была написана в этом городе и его знаменитая «Мария Магдалина».

У Караваджо существует целый ряд работ с образами отдельных святых. Чаще всего это святой Франциск, святой Иероним и святой Иоанн Креститель.

Святого Франциска традиционно изображали в образе молящегося аскета, однако на картине Караваджо «Экстаз святого Франциска» он показан в момент обретения ран Господних на своем теле. Иероним у Караваджо — старик, пишущий книгу, а Иоанн Креститель — красивый полуобнаженный молодой человек в декорациях пустыни. Писал Караваджо и образы женщин-святых — например, «Кающуюся Магдалину».

По насыщенной гамме полотна и умелой игре света моментально угадывается кисть Караваджо. Фон картины полностью закрашен темным коричневым тоном. Только небольшой обрывок яркого света падает откуда-то сверху на угол картины. Освещена и сама фигура героини художника с лежащими возле нее предметами.

Молодая женщина сидит на невысоком стуле в центре картины. На ней надета шелковая белая рубашка. Платье с корсажем украшено дамасскими орнаментами. Длинное покрывало обрамляет фигуру героини. Подле нее на полу разложены всяческие украшения: серьги, бусы, ожерелье. Рядом поставлен прозрачный кувшин с водой. Девушка распустила после мытья густые каштановые волосы.

Караваджо мастерски показывает эмоции Магдалины. Она в бессилии сложила руки перед собой. Голова бывшей блудницы наклонена, глаза закрыты. Однако не читается в ее изображении раскаяния. Скорее здесь тяжкое смирение с тяготами жизни, усталость и обреченность.

Кажется, даже слезы пробегают по ее лицу, обнажая всю горечь на душе.

Живописец в качестве натуры пригласил девицу Анну Бьянкини. Это была юная грешница лет шестнадцати, из-за нужды торгующая своим телом. Она поведала художнику нелегкую историю жизни. И он нашел ее образ наиболее подходящим для написания «Кающейся Магдалины».

Религиозное полотно было встречено и критикой, и похвальным восхищением. Теперь его можно увидеть в столице Италии – в галерее Дориа Памфили.