Картина Караваджо Поцелуй Иуды - Караваджо
Картина Караваджо Поцелуй Иуды

Картина Караваджо Поцелуй Иуды

Тема произведения – последние дни жизни Иисуса Христа на земле, а именно момент предательства Иуды, подавшего в виде поцелуя условный знак для стражи, чтобы схватить Спасителя. Христос с апостолами в это время пребывал в Гефсиманском саду. При выходе из него ночью, в окружении толпы, и произошло всё событие. Иуда за предательство Христа получил 30 сребреников – для того времени достаточно внушительная сумма.

Живописное полотно, написанное мастером Микеланджело Караваджо, находится в Дублине, Ирландии, а его точная копия – до момента нашумевшей кражи находилось в Одессе, в Украине. Билейский сюжет в основе картины повествует о последнем дне жизни Иисуса Христа на земле. Известно, что Христа предал Иуда – верный ученик Христа, который указал стражам на то место, где жил Спаситель. Известно, что картина была написана Караваджо – приверженцем позднего маньеризма – по заказу Маттея Кириако. Долгие годы картина считалась безуспешно потерянной, но в конце двадцатого века ее все-же опознали в одном из Обществ Иисуса, в Ирландии.

История перемещений картины по-прежнему остается очень запутанной, известен случай кажи копии картины из Западноевропейского и восточного музея искусства в Украине. Долгое время именно «одесская копия» считалась оригиналом или первоначальным эскизом. До сих пор по поводу происхождения этих двух полотен идут серьезные споры, искусствоведы никак не могут прийти к единому мнению по этому вопросу.

Картины Караваджо в большинстве своем принадлежат направлениям реализма и маньеризма, так и «Поцелуй Иуды» – канонический пример для караваджистов, так как это полотно вобрало в себя все мастерство и маньеричесую технику художника. Прежде всего сильно заметно отрицание канонического ренессансного искусства – нет статических поз, выражение лиц не говорит о внутренних переживаниях, не используются классические локальные цвета, существенные акценты на светотень.

Для маньеризма, в свою очередь, характерно гармоничное, непротиворечивое душевное состояние портретируемых и их внешние эмоции, Караваджо обнажает восприятие, делает полотна чувственными и преисполненными эмоциями. «Поцелуй Иуды» – это прежде всего эмоциональное полотно, которое раскрывает переживание героев. На лице Искариота мы видим безумный фанатизм, гримасу страдания и угодливости, его руки крепко вцепились в Иисуса, он выражает свою преданность через предательство, которое Иисус переживает, склоняя взгляд, он знал, что предательство произойдет и лишь смирение видно на его лице. Караваджо делает характерный акцент на освещение внутри картины, словно свет лучами падает сверху.

Описание картины Поцелуй Иуды

Действие происходит ночью. Свет луны и фонаря в руке одного из участников событий ярко высвечивает лица персонажей. Зритель видит доспехи стражников, их руки, готовые схватить Спасителя. Фигуры Иисуса Христа и Иуды не в центре, а смещены влево: Христос отпрянул под натиском толпы. Иуда, схватив его, сейчас поцелует его, подавая знак страже, что это Учитель, Сын Божий – Тот, кого они собираются схватить. Один стражник уже дотронулся до груди Иисуса. Христос под натиском толпы отпрянул назад, руки его сцеплены в замок, глаза опущены, выдавая крайнее душевное и телесное напряжение– секунда, и всё будет кончено.

На заднем плане сплошная тьма. Караваджо делает характерный акцент на освещение внутри картины, словно свет лучами падает сверху.

Изображение необычайно реалистично. Мы видим каждую морщинку, жесты и мимика персонажей очень правдоподобны. Как, например, у святого Иоанна. Который кричит, осознав весь трагизм происходящего. «Поцелуй Иуды» Караваджо – это прежде всего эмоциональное полотно, которое раскрывает переживание героев. На лице Иуды художник изобразил безумный фанатизм, гримасу страдания и угодливости, его руки крепко вцепились в Иисуса, он выражает свою преданность через предательство, которое Иисус переживает, склоняя взгляд, он знал, что предательство произойдет и лишь смирение видно на его лице.

Блеск доспехов, ярко освещённые части лиц и рук с морщинами и набухшими венами, позы и мимика участников на фоне кромешной тьмы придают полотну особый накал, дополнительную трагичность, в реалистичности уже никто не сомневается.

Иуда у Караваджо на «Поцелуе Иуды», предатель с больной душой. Тайна его падения заключается не только в предательстве, но и в гордости, в отсутствии любви к Богу. Ведь от Спасителя отрекся и Апостол Петр, позже полностью покаявшись в своем поступке и не отступивший от веры в Бога. Иуда не только утратил веру в Бога, самое страшное, что он утратил веру в милосердного Бога. Художник мастерски выразил признаки уродливой души в освещённом профиле Иуды. Поцелуй Иуды – это изображение крайней степени падения человека, символ непосредственного столкновения добра и зла.

История

Караваджо «Поцелуй Иуды» написал, будучи уже широко известным мастером. Это был заказ влиятельного поклонника и покровителя, постоянного клиента, римского аристократа, банкира Кириако Маттеи. Считалось, что в XVIII веке картина исчезла. В 1990 году потерянный шедевр был опознан главным реставратором Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти в картине, висящей в дублинском Обществе Иисуса. Открытие было опубликовано в 1993 году. Бенедетти опознал картину, очистив её.

Критика

Одним из первых оценил творчество Караваджо фламандец Карел ван Мандер: «Ибо он единственный, кто мало обращает внимания на работы других мастеров, но, однако, открыто не хвалит и своих. Он считает, что все картины не что иное, как безделушки, детские работы или пустяки, независимо от их сюжетов и от тех, кто их написал, за исключением тех случаев, когда они заимствованы из жизни, и ничего не может быть лучшего, как следовать натуре. Отсюда следует, что он не делает ни одного мазка кистью без того, чтобы не изучать жизнь, которую он копирует и пишет…Все же его живопись такова, что она нравится своей исключительно красивой манерой и является примером, достойным подражания для наших молодых живописцев».