Камиль Коро (1796-1875) вошел в историю французской живописи как создатель «пейзажа настроения».
В картине Камиля Коро «Порыв ветра» с ее мрачным небом, несущимися темными тучами, сбитыми в одну сторону ветвями деревьев и зловещим оранжево-желтым закатом все пронизано ощущением беспокойства. Женская фигура, прорывающаяся навстречу ветру, олицетворяет восходящую к традициям романтизма тему противостояния человека природной стихии.
Тончайшие переходы оттенков коричневатого, темно-серого и темно-зеленого цветов, их плавные переливы образуют единый эмоциональный цветовой аккорд, передающий грозовую бурю. Изменчивость освещения усиливает настроение тревоги в воплощенном художником пейзажном мотиве.
Художнику удалось решить сложную задачу сочетания черт классицизма, романтизма и реализма. Все это настолько органично дополняет друг друга, что невозможно провести четкую черту. Во многих картинах проглядывает предвосхищение импрессионизма. Пейзаж мастера – это прежде всего, настроение. ощущается вся трепетность, подвижность, тонкая вибрация струн природы.
Художник не придавал большого значения работе с цветом, он считал, что важнее показать предметы в движении. Вибрирующие мазки и легкий намек на силуэты помогал достигать эффекта шелеста листвы и дыхания ветра.
В цветовых решениях мастер старался не повторять один и тот же оттенок, картины дышат прозрачностью и трепетом атмосферы.
Разложение основного цвета на оттенки с их последующим размещение на полотне «Порыв ветра» художник сочетал с контрастными точками. Это придает картине особую трепетность. Такой яркой точкой в картине стал желтый платок женщины на почти монохромном фоне. Его отблески на небесном своде придают изображению объем и особое ощущение пространства.
Мрачное, закрытое быстро несущимися тяжелыми тучами, ветви, склоненные ветром, и тревожные отблески. И на этом фоне одинокая женская фигура, преодолевающая ветер. Этот явно романтический символ противостояния человека и природы смягчается игрой полутонов и скользящим мазком, лишающим силуэт четкости. Изменчивое освещение усиливает ощущение тревоги.
Движение природы и идущей фигуры не выражено до конца, нет бури чувств и буйства природы, присущих романтизму. Это лишь небольшое движение, предощущение грядущей бури, недосказанность будущего импрессионизма.