Иван Иванович Шишкин занимает одно из самых почетных мест в русской живописи. Рисовал он только пейзажи, изредка разбавляя их животными и птицами; характерный, подробный стиль художника запоминается сразу и забыть его уже невозможно. Еще во время учебы в Академии художеств Иван большое место уделял рисованию с натуры, считая это особо важным моментом в деятельности мастера живописи. Первые поездки в окрестности Петербурга и на Валаам сформировали манеру творца. В отличие от большинства русских художников, много
и охотно выезжавших за границу, он работал в основном в России, в окрестностях Петербурга. Свою единственную заграничную поездку (в Германию) прервал самостоятельно до истечения срока, так как соскучился по родным местам.
Шишкин уже при жизни считался самым сильным русским пейзажистом. Во всех своих картинах он проявляет удивительное знание растительного мира, точно воспроизводя мельчайшие отличительные подробности тех или иных деревьев, кустов и трав. Его полотна поражают совершенной правдивостью форм. На фоне этой доскональной описательности иногда кажется, что форма выступает в ущерб колористике. Поэтому одноцветные, черно-белые работы автора, офорты и гравюры особенно ценятся.
Произведение «Деревня» Ивана Шишкина написано карандашом и белилами на бумаге. Художник снова обращается к своему любимому сюжету – к картинам русской природы; но в данном случае на картине явно ощущается присутствие человека. Воспевая простор родной земли, с помощью минимальных изобразительных средств творец отлично передает и высоту летнего неба с мягкими кучевыми облаками, и фантазийность покосившихся деревенских построек, и могучие изломы деревьев, и густоту придорожной травы. На переднем плане в зарослях цветов пасутся белые гуси; далее по изгибу дороги виднеется небольшое стадо коров, жующих низкую траву.
Ближайший к зрителю домик, старый, но крепкий, с крохотным оконцем, окружен разваливающимися хозяйственными пристройками, крытыми соломой. Строения справа кажутся более новыми и основательными. Пышные деревья тянут свои ветки к небу, исчерченному птичьими крыльями. Уходящую вдаль проселочную дорогу пересекают длинные тени, искривляющиеся в рытвинах и ухабах. Несмотря на монохромность, работа прекрасно передает ощущение среднерусского лета – разлитое в воздухе тепло, шелест листьев, запах нагретой за день земли.