Анализ картины Исаака Левитана Деревня. Зима - Исаак Левитан
Анализ картины Исаака Левитана Деревня. Зима

Анализ картины Исаака Левитана Деревня. Зима

Картину «Деревня. Зима» Левитан закончил в 1878 году. Это первые шаги будущего всемирно признанного мастера – Исааку в то время было всего 18 лет. Все горести и радости ещё впереди, и всем картинам только предстоит написаться, заняв своё достойнейшее место в изобразительном искусстве.

Но уже в этой ранней работе нельзя не заметить безусловный талант и проницательный взгляд начинающего живописца. Дорога с чуть различимым земляным следом уводит вглубь картины, составляя основу композиционного построения. А по обе стороны заезженной тропки будто приосанились, нахохлились деревенские домики, крыши которых укрыл толстый слой снежного покрывала.

Стройные ряды домишек придают картине равномерный неторопливый ритм, а мелкие детали притягивают внимание зрителя, увлекая в обыденный, но такой прекрасный зимний сюжет. Голые деревья, пробивающиеся сквозь густое снежное полотно, кустарники, заснеженный какой-то сизый лес вдалеке. Для того, чтобы показать, что в деревушке кипит жизнь, автор разместил фигуру человека, которую зрителю не так-то и просто «прочитать» в этом белоснежном пейзаже.

Необычайно одухотворённое полотно проникнуто любовью и любованием. Тем более, когда задумываешься, в какой непростой час своей жизни писал его автор. Не имея средств к существованию, Левитан с братом ночевали прямо в мастерской МУЖВИЗа, прячась за портьеру или мольберты, но, а если сторож всё же находил юношей, то тотчас отправлял на улицу. Но Исаак «не обижался» на окружающий его холод, когда он вынужден был ночью бродить по городу, а, наоборот, выискивал полутона и оттенки, подмечая окружающую красоту и стремясь воплотить её на своих полотнах.

Пожалуй, никому так, как Левитану, не удалось отобразить величие русской природы и перенести на холст изменчивые настроения разных времен года. Нежный и ранимый по характеру, Левитан обладал удивительно сильным чувством эмпатии, помогавшем ему уловить тонкие эмоциональные флюиды изображаемых им пейзажей. Природа на картинах художника дышит и живет – внимательный взгляд Левитана подмечает такие детали и тонкости, которые и составляют сущность погодных перемен.

Стержнем композиционного построения является уходящая вдаль дорога, протоптанная в снегу между двух сугробов. Однотипные деревенские домики по обе стороны дороги засыпаны снегом, как ватой; голые деревья на заднем плане тоже скрыли свои ветки под снегом. Голубая полоса заснеженного леса вдали отделяет горизонт от розового румяного неба.

Период написания картины был сложным временем для художника. В 1875 году скончалась его мать, а позднее, в 1877 – от тифа умер отец. Исаак, как и его братья и сестры, сильно нуждался, часто ночевал в мастерской, жил в основном на материальную помощь от художественного училища, где получал образование. Но несмотря на все сложности его реальной жизни, мир пейзажей Левитана проникнут спокойствием и величием.