Анализ картины Ивана Шишкина Сумерки - Шишкин Иван
Анализ картины Ивана Шишкина Сумерки

Анализ картины Ивана Шишкина Сумерки

Деревья на картинах И. Шишкина особо величественны и монументальны. Через них знаменитый художник, мастер лесного пейзажа, передает все величие леса. В этом плане картина «Сумерки» не исключение. Более того, изображенный в сумерках лес делает его более таинственным и загадочным, каким и он в принципе должен быть.

В этой картине Шишкин не изменил свой стиль. Он лишь совершенствовал тот образ, который придает своим пейзажам. Романтический образ леса в сумерках стал более выразительным. Здесь ему также удалось сохранить единство в тональности.

Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два и по три этюда в день катает, да каких сложных… И когда он перед натурой… то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается; тут он все знает, как, что и почему… Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом…
Крамской И. Н. о художнике

С дистанции времени Шишкин предстает не только строгим реалистом или натуралистом, но и великим романтиком, выражающим идею торжества жизни.

Первоначальный вариант картины «Сумерки» находится в Казанском художественном музее. Картина относится к позднему периоду творчества художника, когда, преодолев некоторую сухость ранних пейзажей, мастер интересуется передачей световоздушной среды. Вглядитесь, как, постепенно сгущаясь, мягкие сумерки окутывают притихшую землю. Все замерло, все проникнуто величественным молчаливым покоем погружающейся в сон природы.

Умело сочетает художник различные пространственные планы. Дальний план — убывающий в силе цвета лес, стволы деревьев и розовеющее в перспективе небо — прописан почти эскизно, что, впрочем, не замечается, так как выразительный первый план затмевает обобщенность перспективы и фокусирует на себе весь смысл композиции. Мощные деревья обретают символическое значение, они подобны стройным колоннам. Прописана каждая веточка, листик, травинка на первом плане, но эти подробности не затмевают выразительности композиции и того волнения, который испытал мастер в часы создания картины.

В чем же обаяние Шишкина? Почему это имя известно всем любителям русского пейзажа? Может быть, потому, что в его творческой неповторимости выражен присущий художнику идеал — все живое, крепкое, бурно произрастающее, животворящее. Иван Иванович Шишкин сказал: «Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь».

Влажная, местами мокрая тропа выводит из соснового леса (у Шишкина в пейзажах преобладают могучие, крепкие и монументальные дуб и сосна) на опушку леса. Вдали желтый горизонт, который прозрачным цветом плавно переходит в летнее синее небо. Вообще у Шишкина фундаментальности и постоянства много, и лес у него в большинстве случаев представлен в летнем расцвете.

Натурально и детально изображенная почва отдает влажностью, которая чувствуется визуально благодаря мастерству художника.

Для картины «Сумерки» Ивана Шишкина характерна глубина «поглощения природой». От леса и его опушки до горизонта в сумерках одна манящая глубина, которая немножко пугает, но в целом вдохновляет. Большое пространство, которое открывается просветом между деревьями, получилось целостным. Сумерки не только на горизонте. Отражение их желто-красного цвета и на переднем плане – в воде на почве леса. На переднем плане, благодаря легкой руки автора, чувствуется также рассеянность света характерная для сумерек. Эта неполная освещенность и является основой романтического образа изображенного Шишкиным леса в сумерках.

Чтобы так изображать лес, надо его точно так же знать и любить. Наверно в этом и был секрет вдохновения великого русского пейзажиста.