Картина Марка Шагала Я и Деревня - Марк Шагал
Картина Марка Шагала Я и Деревня

Картина Марка Шагала Я и Деревня

На полотне Шагал изображал даже не деревню, а свой родной город – Витебск, который был назван им деревней из-за своей вечной безмятежности и гармоничного сосуществования человека и природы.

В сложной композиции картины заметны явные элементы кубизма, кроме того, бросается в глаза деление на секторы пересекающимися под разным углом линиями. Все в этой картине наделено неким смыслом, который гораздо глубже обыденного понимания слова «деревня».

Удивительная картина Марка Шагала «Я и деревня», написанная в 1911 году, является одним из узнаваемых шедевров автора. Здесь очень много противоречий, забавных и более серьёзных.

Простое название сразу контрастирует с тем что видит зритель: сложная композиция, представленная в виде радиального построения, складывающегося из секторов, которые созданы благодаря пересекающимся диагоналям. В каждом фрагменте автор поместил сцены из сельской жизни.

На передний план работы выдвигается зелёное лицо самого живописца, который вглядывается в глаза ягнёнка, на мордочке животного можно заметить сцену дойки коровы. А сам герой, сжимая дерево, будто предаётся воспоминаниям, ностальгическим и далёким.

В верхней части полотна сама деревня, причём некоторая её часть расположена вниз головой, так что косарь вынужден разговаривать с селянкой-перевёртышем. Многие критики склонны усматривать юморок в этом элементе, который Шагал позволил себе, подмечая сложности взаимодействия полов.

Гармоничное сплетение символов, фигур и мотивов представляют зрителю чудную картину, в которой много лиризма, юмористических размышлений и личных воспоминаний Марка Шагала. Название работе придумал друг художника, поэт Блез Сандрар.

Голова ягненка бело-голубая и перекрывается изображением типичной для сельской местности сцены доения коровы. Взглянув дальше, мы увидим деревню, в которой некоторые из разноцветных домов перевернуты, под колокольней виднеется неестественно большая голова, а мужчина с косой пытается о чем-то говорить с девушкой, идущей вниз головой.

В этом мы замечаем намек на вечные трудности взаимопонимания полов. Все это не что иное, как светлые воспоминания человека с зеленым лицом, одетого в русскую одежду с крестиком на шее. Он держит веточку или ствол небольшого деревца и, слегка приоткрыв рот, смотрит вдаль голубыми и немного затуманенными глазами. Можно сказать, что это в какой-то степени автопортрет художника, который вспоминает с благоговением годы детства.

Автор картины поделил изображение на элементы, каждый из которых – это воспоминание, которое перетекает в другое, вызывает множественные ассоциации, что позволяет создать необычайнейшую картину мира. Именно поэтому одно изображение возникает на другом совершенно неожиданно и даже хаотично. Поэт Блэз Сандрар, являвшийся хорошим другом Марка, придумал название для картины, а Гийом Аполлинер, крайне положительно отзывавшийся о творчестве художника, называл его работы в таком жанре сверхъестественными и сюрреалистичными. Таким образом, за десятки лет до широкого распространения сюрреализма, Шагал уже создавал картины, взрывающие сознание своей многогранностью и необычными для того времени способами представления мира.