Название картины Архипа Куинджи – «Забытая деревня» – настраивает на тяжелые размышления. Оно привносит в восприятие пейзажа особый оттенок печали и даже безысходности. Художник изобразил не конкретное селение, а создал собирательный образ русской деревни, покинутой, опустелой, словно затерянной на просторах бесконечных равнин. Дальняя линия горизонта лишь местами прерывается силуэтами крыш невысоких, приземистых домов и голыми кронами деревьев. Впечатление неустроенности и запустения усиливается благодаря деталям – изображению редкого забора, одиноко летающих птиц, единственной коровы, тонкой струйки дыма, идущей из трубы, и удаляющейся мужской фигуры, написанной тонкими полупрозрачными мазками, практически не заметными для глаза. Большую часть холста занимает хмурое небо, словно придавливающее своей тяжестью и без того ветхие дома.
Сильное эмоциональное воздействие оказывает сложное цветовое решение пейзажа. Кажущееся на первый взгляд почти монохромным, оно строится на сочетании множества оттенков. Краски поздней осени – темно-коричневые, охристо-рыжеватые, желтые, бежевые, серо-пепельные – разлиты во всем пейзаже и перекликаются между собой.
Вытянутый горизонтальный формат картины подчеркивает протяженность бескрайних равнинных далей и, вместе с тем, заостряет чувство тянущегося времени, словно замедлившего свой ход.
В картине «Забытая деревня» сложно распознать руку автора знаменитых полотен «Березовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея) и «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей), с их смелыми красочными решениями и эффектами освещения. Вместе с тем, уже в этом пейзаже найдены новые оригинальные живописные решения, которые станут отличительными чертами полотен Куинджи.
Имя Куинджи всегда было окутано загадками. Множество жизненных непонятностей постоянно рождало разговоры за спиной. Однако, его картины были предельны понятны, ясны и реалистичны.
С самой первой своей картины «Забытая деревня» начинающий художник заставил говорить о себе, как о маститом создателе. Картина резко выхватила один момент серой и убогой жизни забытого, никому не нужного люда, показала приближающуюся гибель деревни, и, как следствие, еще большего обнищания ее жителей.
Весь вид полотна дышит безысходностью, тоской и унынием. Ржаво-грязными красками написана даже сама природа. Черные, сгнившие дома, с мертвыми глазницами окон смотрят в никуда.
Дорога осторожно огибает этот вымирающий уголок и убегает вдаль, туда, где небо еще светлое. Да, там, на горизонте нежные голубые небеса, а над самой деревней даже синь разбавлена грязной зеленью.
Видно, что на дворе осень, однако, даже сено не собрано в аккуратные стога, а безнадежно вывалено прямо во дворе. Да и самого двора, как такового, нет. Возможно, когда – то был и забор, но сейчас от него остались только единичные бревна.
Тощая корова мычанием взывает к хозяину, но тот занят своим делом. Лица его не рассмотреть, но вся фигура мужичка говорит о молчаливом смирении и тихом отчаянии. Остался ли кто-то еще в этом уголке, забытом Богом? Сможет ли пережить очередную зиму этот самый мужик со своей единственной коровой, никому это не интересно.
Всюду грязь, нищета, скудность. Кажется, что сама природа не желает скрасить дни этой деревушкой хоть какой-то растительностью. Тоска и безысходность.
Куинджи удалось настолько сильно отобразить всю непривлекательность и трагичность момента, так наполнить свою картину гнетущим настроением, что его работа на выставке художников заняла первое место.