Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова; 1844–1899) была человеком неординарным. Способная пианистка, она чутко понимала музыку, и это передалось ее дочерям. Она разделяла представления мужа о необходимости опеки над учебными заведениями для бедных. Была его другом в деле создания галереи, и со многими художниками и их женами ее связывала искренняя дружба. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович.
Живописное полотно Ивана Крамского, портрет Веры Николаевной Третьяковой в полный рост выполнен маслом в манере реализма. Эта женщина занимает особое место в жизни Крамского, так как будучи неординарным человеком, талантливой пианисткой, она еще и являлась женой близкого знакомого художника.
Художник большое количество времени уделял этому семейству и очень уважал Веру, ее мужа и детей. Талант Веры Николаевной со временем начал проявляться и у ее дочерей, которые имели возможность практиковаться. Будучи милосердным и добродушным человеком, Вера Третьякова поддерживала мнение мужа о том, что необходимо открывать училища для бедных детей, а уже существующие нужно строго контролировать и осуществлять свой авторских патронаж над ними.
Вера Николаевна Третьякова внесла большой вклад в открытие Крамским художественной галереей, а так как и сама являлась человеком творчества – всячески способствовала молодым художникам развивать их талант. Искренняя дружба и долгие годы знакомства связывали пианистку Веру Третьякову и выдающегося художника Крамского. Портрет своей жены художнику заказал Павел Михайлович Третьяков.
Таким образом, в сентябре 1875 года создается крупное живописное полотно – парадный портрет в полный рост, написанный в дачном имени Третьяковых. Следует отметить, что написание портрета заняло у художника несколько лет, ведь преисполненный творческими планами он много путешествовал в то время, параллельно работая над другими картинами. Прогуливаясь по лесной тропинки, Вера Николаевна смотрит прямо на зрителя, образ ее представляется очень доброжелательным и открытым, в то же время чувствуется мощный нрав и широта души.
Определенные трудности, конечно вызывали перемещения Крамского, его паузы в создании картины, менялись наряды Веры Николаевной, сменялись и пейзажи, но в итоге мы видим превосходный реалистический портрет, который получил высокую оценку художественным сообществом.
Художник решил создать большой парадный портрет на фоне пейзажа и начал его писать в сентябре 1875 года на даче Третьяковых в Кунцеве. Работа затянулась на несколько лет, так как без натуры Крамской работать не мог, а он, обуреваемый творческими планами, часто уезжал. На портрете менялись времена года, менялся фасон платья на модели, цвет ее шали и зонтика, а после отдыха на юге даже изменился цвет лица.
От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее.
Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!»
Старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным»