Анализ картины Антона Лосенко Чудесный улов - Анализ картин
Анализ картины Антона Лосенко Чудесный улов

Анализ картины Антона Лосенко Чудесный улов

В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж. Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692—1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи.

Сюжетом картины Антона Лосенко Чудесный улов послужила библейская притча о чуде Господнем на берегу моря. Композиция и колорит картины были признаны достойными и это позволило художнику продолжить стажировку во Франции. Полотно было приобретено императрицей для Эрмитажа. Что же привлекло внимание ценителей?

Великолепно выстроенная композиция позволяет уделить внимание центральной фигуре, при этом не упустив из вида ни одной детали во второстепенных персонажах. Реализм и динамическая пластичность образов передает удивление и восторг, смешанный с некоторой опаской при лицезрении чуда.

Фигура Христа отличается не только цветом одежды, где символично появление синего – божественного. Художник изобразил свечение вокруг головы. Это не нимб святого, по принадлежность к высшему. Спокойная поза и мудрый взгляд придают значительность и излучают уверенность. Поражает широкая гамма чувств на лицах людей, от недоверия до фанатичного блеска глаз. Мастеру удалось показать глубинные чувства каждого персонажа.

Сети, полные рыбы, символизируют изобилие. Для того, чтобы их вытащить, приходится прилагать совместные усилия многим людям, от детей до стариков. Игра светотени высвечивает отдельные фрагменты и заставляет обратить внимание на женщину, сосредоточенно тянущую сеть. Или мальчика, который помогает по мере своих сил.

Символично обозначенный фон придает картине глубину и, в то же время, не отвлекает от главного – людей, полных жизни и надежд на лучшее.

Колористическая гамма картины строится на противопоставлении холодных тонов одежды и теплых оттенков кожи работающих людей. Мастеру удалось вдохнуть жизнь в библейский сюжет.

В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов». Работа молодого художника — видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж). Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург.

Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.

О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11). Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы.

Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне. Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети.

Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа.