Анализ картины Антона Лосенко Каин - Анализ картин
Анализ картины Антона Лосенко Каин

Анализ картины Антона Лосенко Каин

этот период Лосенко много внимания уделял живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

Картина – тематическая часть большого полотна «Каин и Авель». Автор много лет жил в Европе, постигая мастерство гениальных художников, оттачивая каждый штрих, каждое движение кисти. Его картины восхищают точностью деталей, непревзойденным умением грамотно распорядится пространством холста, точным распределением света.

Интересно, что сам автор свое произведение не озаглавливал.

Лосенко – первый художник, изобразивший братьев по отдельности. Все ранее созданные полотна содержат обе фигуры библейской истории.

Пространство картины идеально организовано. Очевидно, автору не составляет труда создать ощущение глубокого пространства на плоскости холста, гармонично распределить цветовые оттенки, тональные переходы фигуры своего персонажа.

Зритель видит перед собой мужчину, сидящего на камне. Обнаженная фигура мастерски задрапирована складками ткани – человек словно присел на камень, пятясь от чего-то страшного для себя. Торс прорисован детально – хорошо виден каждый рельефный мускул, каждая складка на теле. Человек сильно встревожен – он напряженно вглядывается в пространство за пределами полотна, видя там что-то ужасное. Рука поднята в защищающем жесте – кажется, что персонаж хочет защититься от чего-то.

Не зря картину позднее назвали «Каин» – настолько фигура и ее воплощение соответствовала образу первого убийцы на земле.

Лица полностью не видно – кажется, будто персонаж намеренно отвернулся от зрителей, он нарочно стремится скрыть свои чувства и эмоции от чужого взгляда. Его лик не случайно погружен автором в тень – Каин прячет ото всех свою темную душу, полную зависти к родному брату. У ног злодея – палка, послужившая орудием убийства.

Картина Антона Лосенко Каин произвела подлинный фурор в обществе, поразила современников невиданным доселе уровнем мастерства.

Как истинный представитель классицизма, Лосенко изобразил Каина подобно этюду обнаженного натурщика. Эта отчетная пенсионерская работа Лосенко, экспонировалась на публичной выставке Императорской Академии художеств в 1770 году. Судя по рапортам А. П. Лосенко, писалась в Риме, с марта по сентябрь 1768 года.

Наименование «Каин» получила уже в XIX веке. Вторая картина, получившая название «Авель», находится в Харьковском музее изобразительных искусств.

Каин и Авель — сыновья Адама и Евы. Согласно библейскому мифу, старший, Каин, возделывал землю, младший — Авель, пас стада. Кровавый дар Авеля был угоден Богу, жертва Каина отвергнута. Завидуя брату, Каин убил его.