Анализ картины Ильи Репина Богомолки странницы - Илья Репин
Анализ картины Ильи Репина Богомолки странницы

Анализ картины Ильи Репина Богомолки странницы

Эта картина была этюдом для большого полотна «Крестный ход в Курской губернии», Репин хотел охватить всю Россию, и это ему удалось.

Здесь мы видим двух простых женщин. Они совершают паломничество. Можно предположить, что идут богомолки уже давно и сильно устали. Одеты они очень просто.

Репин изображает бескрайнюю русскую дорогу. Мы не видим, где она начинается. Поражает широта охвата пейзажа. Репин изобразил женщин на фоне долины. Прямо за ними простирается зелено-желтый ковер. Кое-где виднеются редкие деревца.

Небо, словно выжжено. Цвет его не голубой, а зеленоватый. Создается впечатление, что земля сливается с ним, образуя единое пространство.

Репин уделяет максимум внимания двум героиням. Он детально прописывает черты их огрубевших лиц. Перед нами женщины, которые прошли через многое. Им не страшны невзгоды. Они выстояли и смогли перенести все. И сейчас они спокойно идут по дороге, так как это необходимо. Мы не видим на их лицах недовольства. Они полностью сосредоточены. Кажется, что богомолки погружены в раздумья. О чем они ? Нам остается лишь гадать. Возможно, что о своей судьбе или о родине.

В 1877 году Илья Репин задумал картину «Крестный ход в дубовом лесу». В 1878 году, находясь в Москве, художник исполнил для будущего полотна этюд «Богомолки-странницы».

Позднее он был использован при разработке левой части композиции картины «Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883, Третьяковская галерея). Художник поместил фигуры странниц близко к первому плану, уделив значительное внимание этой группе. Женщины со всем своим скудным имуществом бредут в стороне от основной процессии, куда их не допускают. Простая поношенная одежда странниц контрастирует с праздничными костюмами людей, идущих крестным ходом.

Образ богомолок, вероятно, связан с впечатлениями художника от встреч с многочисленными странниками, направлявшимися на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. Их путь пролегал через окрестности Абрамцева, где Репин жил у Мамонтовых в 1877 и 1878 годах.

На протяжении всей жизни живописец придавал важное значение работе над этюдом. Его небольшие подготовительные штудии часто становились полноценными полотнами. В этой работе Репин решает непростую задачу изображения движущейся группы. Небольшой размер фигур и густая тень на лицах странниц не лишает их образы портретности. Потемневшая от солнца кожа, грубоватые физиономические черты, узловатые от тяжелого физического труда руки, чайник на груди одной из женщин – эти жизненные подробности важны для живописца. Работая над полотном, художник использовал фотоснимки странниц. Точность фотографии предопределила скрупулезную повествовательность этюда, присущие ему резкость светотени, почти монохромный характер красочной гаммы.

Репин тщательно выстраивает пространство пейзажа с полями, лугами, лесами и озерцами, подробно выписывает полевые цветы первого плана. Световоздушная среда композиции организована посредством тонких градаций оттенков. Разбеливая пигменты, художник передает выцветшие краски знойного полдня.

На большом полотне лица странниц написаны более условно, изменено расположение их фигур, а также колорит и освещение.

Картина находилась в собрании Павла Харитоненко, крупного предпринимателя, мецената и коллекционера.

Репин – настоящий мастер. На картине преобладают серые, коричневые и зеленые тона. Но, несмотря на это, она достаточно яркая. Художник умело сочетает цвета. Все изображенное им максимально реалистично.

Живописец нарочито не прописывает детально фон и не конкретизирует его. Действие этого полотна могло происходить в любом месте Центральной России. Мы чувствуем однообразность пейзажа, который богомолки видят каждый день. При этом Репин любуется природой.

Отношение его к изображенного двойственно. С одной стороны, он подчеркивает бедность этих женщин и их безрадостное существование. С другой стороны, он стремится передать красоту бескрайних просторов и гордость за свою страну.