На Парижской выставке реалистическая картина стала событием. Художник ощущал себя первопроходцем, делая центральной темой произведений искусства своих современников, занимающихся будничной деятельностью. Особую весомость и выразительность его полотну придает то, что в житейском факте он видит обобщающее значение. Правдивость и реалистичность картины потрясли публику. Художник объявил об отказе от условностей академического искусства, от исторической и литературной тематики в пользу настоящей жизни.
В качестве сюжета художник использовал реальный случай из своей жизни. Ценитель искусства и коллекционер Альфред Брюйа пригласил Гюстава Курбе отдохнуть во французском городе Монпелье. Портреты, выполненные художником, поразили его и он хотел заказать ему свой. Момент встречи на дороге Курбе и Брюйа с его слугой как раз запечатлен на холсте.
Вокруг главных действующих лиц – простой, но очень реалистичный пейзаж. Пыльная, извилистая дорога, уезжающая вдаль повозка с лошадьми, желтая от дорожной грязи трава и хилые домишки — все очень четко, детально прорисовано.
Картина выполнена красками, не бьющими яркостью в глаза, но поражающими своей глубиной. Почти половину пейзажа занимает пронзительно голубое небо с легкими, белыми облаками. День изображен теплым и солнечным.
Видно, что Курбе заканчивал свое путешествие пешком — на нем легкая и простая одежда, дорожный жилет, удобная обувь. За плечами у художника большой этюдник. В руках – посох для помощи при ходьбе и шляпа, которую он снял, чтобы поприветствовать Альфреда Брюйа. Меценат одет изысканно и модно, в правой руке держит трость.
Несмотря на разное социальное положение и явную бедность художника, Брюйа также снимает перед Курбе шляпу. Это знак приветствия и уважения таланта одновременно.
Рядом с господином по одну сторону стоит слуга с покорным видом, а по другую — собака, отправившаяся на прогулку вместе с хозяином.
В образе Курбе и Брюйа есть одна общая деталь — бороды, разные по цвету, но похожие по форме. В дальнейшем художника и мецената будет объединять дружба.
Картина Гюстава Курбе Здравствуйте, господин Курбе, представленная впервые на Парижской выставке, потрясла публику своей реалистичностью и в хорошем смысле обыденностью сюжета.
Сейчас на работу Курбе можно посмотреть также в Монпелье, в Музее Фабра. Размер полотна — 129 см в высоту и 149 см в ширину.
Сюжетом для холста послужил реальный случай из жизни самого Курбе, которого весной 1854 года пригласил в Монпелье Альфред Брюйа, именитый покровитель искусства и коллекционер произведений живописи. На него произвели сильное впечатление картины Курбе, и он пожелал заказать ему свой портрет. Художник запечатлел на холсте самого себя в минуту встречи его на дороге в Монпелье с самим Брюйа и его слугой в сопровождении собаки.
Покрытая пылью дорога, вьющаяся лентой, видная за поворотом повозка с лошадьми, убогие домишки вдалеке, чахлая зелень по краям дороги – все выписано тщательно и детально. Краски неярки, много светлых тонов. Поражает глубина и голубизна прозрачного небосвода с проплывающими в вышине легкими облачками.
Заключительный участок по этой дороге Курбе проследовал пешком. Живописец выглядит, как заправский путешественник, он одет по-дорожному – в легкую светлую рубашку и штаны, желтый жилет, за плечами у него тяжелый этюдник, на который он повесил сверху накидку, в одной руке посох, в другой – шляпа, снятая с головы в знак приветствия, несмотря на теплый солнечный день и припекающее солнце.
Бедного живописца встречает относящийся к нему с восхищением богач-меценат, элегантно и модно одетый, тоже опирающийся на тросточку. Общими деталями у обоих (а они станут впоследствии друзьями) являются бороды сходной формы, но отличающиеся колором. Символично то, что богатый коллекционер снимает шляпу перед нищим талантом в знак преклонения перед его талантом.