Анализ картины Гюстава Курбе Здравствуйте, господин Курбе (1854) - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Гюстава Курбе Здравствуйте господин Курбе (1854)

Анализ картины Гюстава Курбе Здравствуйте, господин Курбе (1854)

На Парижской выставке реалистическая картина стала событием. Художник ощущал себя первопроходцем, делая центральной темой произведений искусства своих современников, занимающихся будничной деятельностью. Особую весомость и выразительность его полотну придает то, что в житейском факте он видит обобщающее значение. Правдивость и реалистичность картины потрясли публику. Художник объявил об отказе от условностей академического искусства, от исторической и литературной тематики в пользу настоящей жизни.

В качестве сюжета художник использовал реальный случай из своей жизни. Ценитель искусства и коллекционер Альфред Брюйа пригласил Гюстава Курбе отдохнуть во французском городе Монпелье. Портреты, выполненные художником, поразили его и он хотел заказать ему свой. Момент встречи на дороге Курбе и Брюйа с его слугой как раз запечатлен на холсте.

Вокруг главных действующих лиц – простой, но очень реалистичный пейзаж. Пыльная, извилистая дорога, уезжающая вдаль повозка с лошадьми, желтая от дорожной грязи трава и хилые домишки — все очень четко, детально прорисовано.

Картина выполнена красками, не бьющими яркостью в глаза, но поражающими своей глубиной. Почти половину пейзажа занимает пронзительно голубое небо с легкими, белыми облаками. День изображен теплым и солнечным.

Видно, что Курбе заканчивал свое путешествие пешком — на нем легкая и простая одежда, дорожный жилет, удобная обувь. За плечами у художника большой этюдник. В руках – посох для помощи при ходьбе и шляпа, которую он снял, чтобы поприветствовать Альфреда Брюйа. Меценат одет изысканно и модно, в правой руке держит трость.

Несмотря на разное социальное положение и явную бедность художника, Брюйа также снимает перед Курбе шляпу. Это знак приветствия и уважения таланта одновременно.

Рядом с господином по одну сторону стоит слуга с покорным видом, а по другую — собака, отправившаяся на прогулку вместе с хозяином.

В образе Курбе и Брюйа есть одна общая деталь — бороды, разные по цвету, но похожие по форме. В дальнейшем художника и мецената будет объединять дружба.

Картина Гюстава Курбе Здравствуйте, господин Курбе, представленная впервые на Парижской выставке, потрясла публику своей реалистичностью и в хорошем смысле обыденностью сюжета.

Сейчас на работу Курбе можно посмотреть также в Монпелье, в Музее Фабра. Размер полотна — 129 см в высоту и 149 см в ширину.

Сюжетом для холста послужил реальный случай из жизни самого Курбе, которого весной 1854 года пригласил в Монпелье Альфред Брюйа, именитый покровитель искусства и коллекционер произведений живописи. На него произвели сильное впечатление картины Курбе, и он пожелал заказать ему свой портрет. Художник запечатлел на холсте самого себя в минуту встречи его на дороге в Монпелье с самим Брюйа и его слугой в сопровождении собаки.

Покрытая пылью дорога, вьющаяся лентой, видная за поворотом повозка с лошадьми, убогие домишки вдалеке, чахлая зелень по краям дороги – все выписано тщательно и детально. Краски неярки, много светлых тонов. Поражает глубина и голубизна прозрачного небосвода с проплывающими в вышине легкими облачками.

Заключительный участок по этой дороге Курбе проследовал пешком. Живописец выглядит, как заправский путешественник, он одет по-дорожному – в легкую светлую рубашку и штаны, желтый жилет, за плечами у него тяжелый этюдник, на который он повесил сверху накидку, в одной руке посох, в другой – шляпа, снятая с головы в знак приветствия, несмотря на теплый солнечный день и припекающее солнце.

Бедного живописца встречает относящийся к нему с восхищением богач-меценат, элегантно и модно одетый, тоже опирающийся на тросточку. Общими деталями у обоих (а они станут впоследствии друзьями) являются бороды сходной формы, но отличающиеся колором. Символично то, что богатый коллекционер снимает шляпу перед нищим талантом в знак преклонения перед его талантом.