Изобразительное искусство модерна питалось образами символизма. Его любимыми темами были страсть, смерть, безграничная витальность, экстаз и, конечно, красота. Красота провозглашалась целью и смыслом существования, главной идеей, которой подчиняется жизнь художника. Роковая, губительная красота — вот одна из излюбленных тем художников той эпохи. Так сложился и круг любимых героинь: Юдифь, Далила, Иродиада, Саломея. Последняя представительница этой компании пользовалась особой популярностью. Не только из-за особой, капризной кровожадности, намекающей на неутоленную страсть, но и потому, что она была воплощением еще одной излюбленной темы модерна — темы танца, который позволял изобразить сложный, вихреобразный силуэт. Так что в образе Саломеи, как в фокусе, сошлись художественные интересы эпохи.
Кто только на рубеже XIX–XX столетий не написал, не нарисовал, не вылепил эту роковую танцовщицу. Но «Саломея» Климта, пожалуй, самая знаменитая. Во-первых, потому, что у него она очень современная дама — астенического сложения, с модной пышной прической и контрастным макияжем (как не вспомнить портрет обнаженной Иды Рубинштейн, написанный Серовым почти в то же время). А кроме того, она вся, с бледно-розовым телом, очерченным сложными складками покрывал, с ярко-красными губами и черной мушкой у виска, — часть узора, который красив сам по себе, как могут быть красивы рисунок на ткани, ювелирное изделие, в конце концов абстрактные орнаменты, бегущие по краям сцен в мозаиках Равенны.
Художник, создавший полотно с изображение Юдифи, спустя 8 лет воплотил очередной архетип роковой красавицы не в образе библейского персонажа, а в обличье своей современницы – обитательницы австрийской столицы, на что указывает ее модный наряд и украшения. Эта амбициозная и самостоятельная женщина, одновременно таинственная, обворожительная и фатальная, ставит себя на уровень выше, чем мужчины, которые ею восхищаются.
Климт своеобразно трактует ветхозаветный сюжет о праведной вдове Юдифи, осмелившейся на подвижнический акт для спасения родного города от ассириян. Вот почему полотно обрело другое название – «Саломея», полученное в честь небезызвестной новозаветной искусительницы.
Живописная концепция картины сопредельна декоративно-прикладному искусству. Ощущения от действительности послужили только побуждением к созданию полотна, ничего общего не имеющим с ее сутью. Образы и реалии претерпели стилизацию в духе модернизма. В качестве фона живописец, как обычно, использовал плоскостной орнамент с мелким рисунком. Антитезой к подобному фону служили эфемерно, пространственно интерпретированные элементы изображения – лицо, плечи и грудь модели, отличающиеся своеобразным охристо-розовым колоритом, подчеркнутым тенями, придающими объем, и лихорадочным румянцем на щеках. Глаза под грациозно выведенными, почти сросшимися на переносице бровями полуприкрыты, кирпичный цвет помады усугубляет впечатление фатальной женщины.
Необычность облика героини художник подчеркнул посредством множества деталей. Привлекает внимание зрителя черная шляпа с широкими полями, из-под которой видны изящно уложенные в изысканную прическу темно-каштановые волосы. На шее героини дорогое колье, украшенное маками. Кисти рук с обилием браслетов судорожно стиснуты на бедре.
Очертания фигуры героини художник ограничил поколенным изображением, причем нижняя часть скрыта длинным одеянием с ярким черно-белым геометрическим рисунком. Сама фигура выполнена в позиции вполоборота, силуэт ее вытянут, это придает выразительность драматичной позе, для которой характерна напряженность, обостренная патетичность, нервозность, чувственность, агрессивность. В этом заключалось персональное восприятие жизни мастером.