Анализ картины Густава Климта Золотая рыбка -
Анализ картины Густава Климта Золотая рыбка

Анализ картины Густава Климта Золотая рыбка

Климт – известный австрийский художник-модернист, в картинах отдававший предпочтение изображению женского тела, зачастую обнаженного и эротичного. Если на картину должен был попасть мужчина, обычно его лицо художником ненавязчиво скрывалось и пряталось, тогда как женщина всегда смотрела прямо.

Предмет его картин вызывал многие споры в современном ему обществе – обнаженная плоть казалась многим аморальным, критики обличали Климта, не покладая языков, но он всегда игнорировал их мнение и продолжал писать в своем стиле.

Золотая рыбка Густава Климта первоначально называлась «Моим критикам» и призвана была отразить реакцию художника на поток критики, последовавший за выполненным им большим заказом. Критики упрекали его в попирании морали – в ответ Густав Климт написал им картину, попирающую мораль окончательно и откровенно посылающую критиков в места, где не светит солнце. В ней во взгляде художника сочетается мир подводный и мир человеческий. Золотом играет вода, пронизанная солнцем. Лупоглазая рыба плывет по своим рыбьим делам.

Водоросли шевелятся, подчиняясь движению подводных течений, и среди всего этого, органично вписываясь, подобные русалкам или даже рыбам, плывут женщины. Две в верхней части картины – лишь фон, они не слишком ярки, одна повернулась спиной, другая усмехается, показавшись лишь наполовину.

Центральный же образ «Золотой рыбки» – полная женщина, сидящая на переднем плане, выделенная и композиционно, и с помощью ярких цветов. Её рыжие волосы развеваются и колышутся, как водоросли. Она сидит, повернувшись к зрителю спиной, лукаво обернувшись – выражение её лица выражает насмешку и веселье, что-то вроде фразы «Ну что, съели?».

Очевидный эротизм её образа лишь добавляет насмешке пикантности, делает её почти неприличной.

После этой картины последовал новый шквал критики, который Климт проигнорировал.

Эту картину Климт писал в то время, когда бушевали страсти вокруг его фресок, исполненных для Большого зала Венского университета. Она и мыслилась как некий концептуальный ответ, о чем свидетельствует ее первоначальное название: «Моим критикам». Заметнее всего на этом полотне обнаженная женская фигура, написанная в сексуальной позе.

Художник выбирает ракурс, который позволяет приблизить к зрителю ягодицы женщины. Очевидно, это и есть жест мастера, адресованный критикам. Климт эпатировал консервативно мыслящую публику, сознательно идя на скандал. Скандал и разразился.

Когда Климт решил показать только что законченную картину в Дюссельдорфе, раздались требования снять это полотно, поскольку оно-де может шокировать членов королевской семьи, собиравшихся посетить открытие выставки. Это были годы наиболее яростных нападок на художника; в 1903 году даже вышла в свет книга «Против Климта», собравшая самые резкие критические отзывы о художнике и его работах.