Анализ картины Густава Климта Древо Жизни - Густав Климт
Анализ картины Густава Климта Древо Жизни

Анализ картины Густава Климта Древо Жизни

Картина Древо жизни Густава Климта завораживает и заставляет зрителя задуматься о теме познания добра и зла. Каждый элемент несет глубокий смысл. Корни символизируют прошлое, ствол — связующее звено между прошлым и будущим, то есть ветвями с плодами. Ворон сидящий на ветвях это символ смерти, что указывает на наличие такого элемента в каждой жизни. Спиралевидные узоры также имеют свой магнетизм и символизируют бесконечность.

Это одна из частей знаменитого гобелена художника-модерниста Густава Климта. С уверенностью можно сказать, что это полотно популярно по всему миру, мировые дома моды посвящают ему целые коллекции, а вещи с изображением этой картины можно купить буквально везде.

К 1904 году живописец уже стал знаменит в Европе, и среди его поклонников было много влиятельных личностей, одним из которых был банкир – Адольф Стокле.

В начале XX века успешный и богатый меценат задумался о постройке собственного дворца на окраине Брюсселя. Безусловно, веяния моды и любовь банкира к модернизму сильно повлияли на внешний вид и внутренний интерьер здания. Снаружи облицовка из кирпича, а внутри величественный белый мрамор.

Именно Густаву Климту банкир предложил создать украшение для столовой. Им и стало произведение «Древо жизни». Узнав о том, что Стокле поклонник японского искусства, живописец решил добавить подобные мотивы в свое панно, что безусловно оказалось прекрасной идеей.

Добро и зло, ад и рай, жизнь и смерть — эти темы будоражили умы многих художников, скульпторов, композиторов и поэтов. Среди известных произведений об этих противостояний много тех, о которых знает без исключения каждый:

«Жизнь и Смерть» Густав Климт;

«Сад земных наслаждений» Иероним Босх;

«Плоды доброго правления в городе» Амброджо Лоренцетти.

Символично, что именно центральная часть «Древо жизни» является основой сюжета всего панно. Библейское сказание о Древе познания добра и зла, посаженном Богом. Именно оно стало центром истории грехопадения. Если брать за основу Библию, то это дерево – символ божественного приоритета над выбором человеком между добром и злом.

При создании внутреннего убранства дворца Адольф Стокле пригласил на работу сразу нескольких художников, и именно Густав Климт блестяще воплотил все пожелания заказчика и создал уникальное полотно.

Дерево несет много смыслов, главный — бесконечность. Сплетённые между собой ветви, при этом каждая дает новый росток, как символ продолжения жизни.
Корни имеют множество декоративных элементов, они значительно темнее самого древа это намек на их возраст, на их прошлое.
Ствол массивный и несет на себе много веток. Он является связующим звеном между корнями и ветвями, дает жизнь будущему.
Ветви и плоды символизируют будущее. Дерево в целом означает время. То время, за которое появляются плоды будущего.
Черная птица — яркий элемент картины. Птица отстраненно наблюдает за всем происходящим. Она символ смерти.
Узор со спиралями как символ бесконечности. Переплетение завитков и их продолжение символизирует отсутствие завершения.
Мастер создал по-настоящему уникальное панно, на которое ушло более 6 лет (1905-1911 гг.), работал с очень сложным материалом — золотое дерево. Позже, художник передал знания о работе с этим невероятной красоты материалом своему сыну.

Невооруженным глазом можно заметить изобилие золота, по задумке автора оно символизирует жизнь, а так как картина находится в столовой, где часто собираются семья и гости, это особенно символично.

Густав Климт при жизни стал признанным художником-символистом, ведь каждая деталь в его произведения что-то означает. В его работах попросту нет случайных мазков или ляпов, завуалированных какой-нибудь деталью, поэтому каждое произведение — долгий и кропотливый труд.

Тема познания добра и зла достаточно сложная, и для ее полного раскрытия нужно использовать много элементов. «Древо жизни» завораживает и заставляет зрителя задуматься о многом, рассматривая тонкие детали. Полотно состоит из 9 частей, каждая из которых вполне самостоятельна, но все-таки, по словам творца, не может существовать полноценно без других.

Древо может нести сразу несколько смыслов, которые, однако, все сводятся к бесконечности:

Генеалогия. Ветви сплетаются между собой, и из каждой вырастает новый росток, что значит продолжение рода человеческого в общем или конкретно семьи Стокле.
Разум. На основе больших и крупных веток появляются новые, с необычными и замысловатыми переплетениями, так же как в науке или искусстве. Творцы берут за основу что-то закоренелое и старое, создавая новое и неординарное. Какие-то ростки приживаются, а какие-то отмирают и забываются.
Японские сюжеты. Не секрет, что известный банкир был поклонником японской культуры, художник воспользовался этим знанием, добавив в переплетения ветвей треугольники, овалы и квадраты. Эти фигуры в японской культуре являются символом мужского и женского начала.

Темные, с множеством декоративных элементов — именно так и должны выглядеть столпы для появления чего-то нового и более величественного. Ведь известно, что из крошечного и сухого корня редко вырастает могучее дерево. Так и здесь, однако корни значительно темнее самого древа — намек на их возраст, т.е это прошлое.

Могучий ствол удерживает на себе огромное количество веток, которых становится все больше и больше. Именно ствол помогает корням питать новые ростки влагой, давая им больше питания и позволяя разрастаться все дальше и причудливее. Хронологически соединяя ветви, ствол и корни, можно уверенно назвать ствол настоящим. То, что питаясь прошлым, дает жизнь будущему.

Если брать за основу легенду о том, что древо — время, то ветки и плоды — это будущее. Результат, полученный из прошлого и настоящего. Корни, как предки, будь то древние люди на заре человечества или основоположники различных жанров и видов искусства, они дали основу всему, что есть сейчас. Настоящее — появившийся из корней ствол, опора для всего нового. Ветки и плоды – в прямом смысле плоды, полученные в результате роста древа.

Достаточно яркий элемент картины, который сложно не заметить. Большая черная птица, похожая на мрачного ворона, который отстраненно наблюдает за всем происходящим. На этом полотне – символ смерти. Она может прилететь неожиданно и также исчезнуть, а может годами находится рядом и молча наблюдать, выжидая момент.

Во многих мировых древних культурах спираль — символ бесконечности. Так же и в этом произведении. Замысловатые переплетения узоров и спиралей бесконечны, а каждый новый виток является продолжением предыдущего, тем самым символизируя отсутствие завершения.

В карьере Густава Климта это масштабное произведение стало последним из подобных. После его завершения художник решил вернуться к написанию привычных до этого женских портретов и пейзажей.

Изначально картина-триптих, полное название которого «Ожидание-Древо жизни-Упоение», создавалась в качестве украшения столовой во дворце Стокле в Брюсселе. Всего она состоит из 9 связанных элементов, которые, по словам художника, могут рассматриваться только вместе, так как именно тогда передают полный смысл произведения. Располагалась она на 3 стенах столовой таким образом, чтобы при рассматривании ярко прослеживалась смысловая последовательность.

Позднее полотно было перенесено в Брюссельский «Музей прикладного искусства». Однако по последним данным произведение было выкуплено и сейчас находится в частной коллекции.

Создание этого полотна связано с именем магната Адольфа Стокве, который в 1904 году принял решение о постройке огромного семейного. В то время была мода рисовать картины на зданиях и внутри них, поэтому венский промышленник пригласил нескольких художников (в числе которых был Густав Климт), предложив им контракт.

Промышленник увлекался японским искусством, поэтому Климт решил нарисовать соответствующую картину, которая бы дополнила общий дизайн. В результате и появилось знаменитое «Дерево Жизни», состоящее из трёх элементов – ожидания, упоения и самого древа жизни.

Название несёт в себе символический смысл и побуждает зрителя к размышлению: возможно, художник пытался изобразить библейское древо разума или проиллюстрировать генеалогическое дерево всего человечества. Ветки дерева можно отнести к символу бесконечности – ветви встречаются и переплетаются друг с другом, создавая настоящий лабиринт из листьев и необычных декораций.

Более внимательные зрители могут обнаружить большое количество треугольников, квадратов и овалов. Специалисты утверждают, что эти символы у японцев считаются мужским и женским началом. У европейцев эти символы ассоциируются с работами Зигмунда Фрейда (стоит отметить, что Климт читал его работы). Кто знает, может, это великий Фрейд вдохновил художника на создание такой необычной картины.

Климт провёл более 6 лет в своей мастерской, работая над золотым деревом – центральным символом картины. Художник не зря обратился к золотому цвету, символизирующего жизнь. Это основной цвет картины, остальные исполняют роль придатков к золотому дереву. Вообще, о символизме картины можно написать не отдельную статью, а целую книгу, поэтому мы ограничились центральными символами. Да и единственно правильного объяснения к картине нет, каждый её понимает по-своему.