Анализ картины Густава Климта Бетховенский фриз - Густав Климт
Анализ картины Густава Климта Бетховенский фриз

Анализ картины Густава Климта Бетховенский фриз

В 1902 году в венском «Сецессионе» прошла выставка-мемориал, которая посвящалась памяти великого Людвига ван Бетховена. Густав Климт видел в музыканте гения, а в его творческой деятельности – воплощение любви.

Специально к выставке в 1902 году художник создал «Бетховенский фриз». Публика отреагировала на картину негативно: её назвали безжизненной и суровой, а фигуры посчитали мерзкими. В особенности, это касалось изображенных трёх горгон. В них отсутствует целомудрие, чистота и воздержанность, говорила публика.

Такие отзывы – причина изображенных на полотне гениталий, яйцеклеток и сперматозоидов.

На композиции с левой стены присутствует рыцарь, который отправляется воевать со злыми силами. За ним идут женщины, которые символизируют Победу и Сострадание. Композиция справа состоит из фигур – символов Радости и Божьей Искры. На центральном изображении присутствуют злые силы. Среди них Тифон, горгоны, которые являются символом болезни, безумия и смерти. Женские фигуры с правой стороны символизируют сладострастие, страсть и несдержанность, а женщина в стороне – символ тоски.

В то время публика еще не привыкла к свободному использованию линий, форм и орнамента. Публика не понимала, что символизирует фриза. Не понимала она и его финал, который является олицетворением спасения мужчины женщиной.

При создании картины Климт не рассчитывал на её дальнейшее экспонирование после выставки. Поэтому фриз был недоступен публике последующие годы. Но с конца прошлого века она снова вернулась на свое место в венский «Сецессион».

Удивительно-гениальная работа Густава Климта – панно «Бетховенский фриз», была написана к четвёртой выставке Сецессиона.

В то время музыка Бетховена переживала второе возрождение, как никакая другая она была созвучна и с духом времени, и с настроением югендстиля, модернистского направления в искусстве. Перед началом выставки было проанонсировано, что она будет посвящена именно этому композитору. Художники и скульпторы с воодушевлением готовы были отдать дань гению классицизма.

Климт посвятил свое огромное произведение, длинной более 34 метров, последней и самой гениальной симфонии автора – Девятой, и ему удалось невозможное, а именно, воплотить звук в цвет.

Первые три части симфонии сосредоточены на борьбе, где тёмные силы противостоят светлым со всей своей яростью и драматизмом, но последняя часть провозглашает окончательную победу добра – «Одой к радости» назвал её Бетховен, обращаясь к тексту Шиллера, впервые включая хор в симфоническую музыку.

Для создания грандиозного панно Климт как Бетховен искал новые средства выразительности и весьма преуспел. Картина написана казеиновыми красками на гипсе, с использованием зеркальных осколков, гвоздей и даже драгоценных камней. Таким образом, живописец явился предтечей коллажной техники, которая найдёт своё развитие гораздо позже.

Очень сложно оценить масштаб этой работы по репродукции, панно можно отнести к тем работам, которые, только увидев воочию, можно до конца понять и оценить, а в данном случае ещё и услышать.