Анализ картины Франциско де Гойя Сон разума рождает чудовищ - Гойя Франсиско
Анализ картины Франциско де Гойя Сон разума рождает чудовищ

Анализ картины Франциско де Гойя Сон разума рождает чудовищ

Франциско Гойя – знаменитый испанский писатель, закончивший работу над своей знаменитой картиной в 1798 году. Он писал ее два года. Это полотно вошло в цикл картин, под общим названием «Фантазия». Художник изобразил всю страну с ее пословицами и поговорками, которые были на пике популярности того времени. Вначале у него была идея назвать свою работу «Всеобщим языком», но затем он решил, что все это будет слишком дерзко.

Всю свою настороженность, тревогу, переживания он изобразил как бы сном. Художника настораживало общество той эпохи, в которой он жил. Таким образом Гойе решил высказать свое мнение, высмеять пороки. Эта картина наводит ужас, страх, непринятие действительности, ненависти ко всему окружению, в котором он вынужден прибывать.

Спящий человек, закрылся от действительности руками, он таким образом высказывает нежелание к жизни. Эта картина – автопортрет. Автор изобразил себя, погруженного в глубокий сон. К нему во время сна приходят различные чудовища, немыслимые монстры. Глядя на эту картину, складывается впечатление, что эти видения, его сопровождают не только во сне. Они уместны и в жизни. Нет от них покоя, он устал.

Сам автор пытается пояснить о том, что неработающий ум, разум приводит к такого плана фантазии. Он высмеивает пороки всего общества. Прошло не мало лет, эта картина остаются так же актуальна и в наше время. Он призывает к бдительности, контролю над своими эмоциями и действиями. Гойя пытается в своей картине донести мысль, что в неконтролируемом мире подобные чудовища встречаются и в реальной жизни, в виде пороков общества.

Когда сознание отключено, разум спит, чудовищам легче всего завладеть человеком, его мыслями. К сожалению, ситуации отключения сознания бывают не только во сне. Художник призывает человечество к здравому смыслу.

Это произведение относится к циклу автора “Капричос”; его название – испанская пословица.

Ни название, ни сюжет не толкуются так страшно, как звучат и выглядят. Дело в том, что в то время живопись и графика считались неким “универсальным” языком, способным передавать информацию, независимо ни от каких социальных и географических принадлежностей человека.

Поэтому изначально Франсиско Гойя назвал свое произведение “Всеобщим языком”. Однако позже пересмотрел свое решение: такое название казалось слишком пафосным, наглым. И художник переименовывает офорт в “Сон разума”, сопровождая его высказыванием о том, что фантазия спящего разума действительно порождает монстров, однако, объединяясь с разумом, фантазия перевоплощается в мать искусства, со всеми его прекрасными произведениями.

Есть и более мрачное толкование этого офорта, если не сказать, что просто более глубокое. Сном в сюжете Франсиско Гойя олицетворил свои переживания, тревогу по отношению к обществу современников; оно настораживало Гойю. Своим произведением художник высмеивает пороки “спящих разумов”. Изображенный человек – сам автор, вынужденный закрыться от действительности, наполненной чудовищами. Ведь сон – только аллегория: на самом деле его и другие горячие умы страдают от чужих пороков наяву.

Гойя пытается воззвать, докричаться до общества, донося мысль о том, что когда разум позволяет себе заснуть, когда человек позволяет себе надеть “шоры”, закрыть глаза и собственное сердце на происходящее, монстрам-порокам ничего не стоит овладеть его сознанием. А в монстрах, конечно, уже нет ничего человеческого.