Произведения художника, посвященные восстанию 1808 в Мадриде, которое ему довелось пережить, разительно отличаются от исторических картин романтиков. Они характеризуют живописца-патриота, призывающего к борьбе, как гуманиста, осуждающего войну.
Ночью при свете фонаря у холма на окраине города солдаты расстреливают повстанцев. Лиц солдат не видно, композиционный центр произведения — осужденный молодой крестьянин в белой рубахе, широко раскинувший руки. Удивительно правдиво передано поведение всех действующих лиц: одни с вызовом сморят в глаза палачам, другие покорно склонили голову, третьи закрыли руками лицо. Полотно пронизано страстью личного переживания, темный пейзаж усиливает ощущение неминуемой трагедии. Художник не только запечатлел страшное историческое событие, но также показал нравственность и героизм испанского народа.
В 1808 году в Мадриде произошло событие, вдохновившее Франсиско Гойю создать уникальный шедевр. В первых числах мая в этом городе вспыхнуло восстание патриотов против оккупировавших Испанию французов. Оно было подавлено военными отрядами Наполеона.
Борцы за независимость и свободу родной страны были осуждены на расстрел. После окончательной победы над Францией в 1814 году художник изобразил по заказу правительства момент этой казни ночью 3 мая. Однако, власти не смогли высоко оценить выполненную работу. Вероятно, смелая и оригинальная манера написания полотна была для консервативного правительства непонятна. Зато нынче «Расстрел» Гойи – общеизвестно признанный шедевр в жанре исторической живописи.
Слишком реалистично, без прикрас и близко к простому народу написано полотно. В композиционном центре – молодой повстанец в белой рубахе и желтых штанах; на заре своей жизни смотрит он в глаза смерти, смотрит с ужасом, но еще больше с гордостью. На руках отважного испанца заметны стигматы – художник сопоставляет героя с Христом, также ставшим невиновной жертвой бездушия в борьбе за великие нравственные идеалы.
Безликая шеренга французских военных слуг целится в него ружьями; совсем не чувствуется в них души, как жестокая бездумная машина они выполняют приказ Наполеона. Шокирует изображение рядом уже убитых борцов за независимость: кровь на земле, телах и одеждах. Толпа идущих на расстрел – с поникшими головами, закрывают глаза руками, в страхе сжимают кулаки.
Гойя писал «Расстрел» как антивоенный протест. Художник всеми возможными изобразительными средствами старался обличить немыслимую жестокость марионеток власти. Он надеется, что зритель, глядя на картину, задумается об ужасах войны и проклянет это чудовищное бесчеловечное действо.