Изначально работа великого и выдающегося гения была вовсе не картиной в привычном понимании, а росписью, украшавшей одну из стен в доме художника. Она была перенесена на холст спустя почти полвека с момента своего создания рукой Сальвадора Кубельса.
Шедевр входит в цикл «Мрачных картин», посвященных темным, мистическим и пугающим образам. И действительно впечатления от полотна очень яркие. Его можно не понимать и не любить, но оставаться равнодушным довольно сложно. Работа написана с размахом – 4 метра 38 см в ширину и 1 метр 40 см в высоту. Гости, посещавшие обитель художника, порой были обескуражены и поражены до глубины души серией бесовских мотивов.
Главным и выделяющимся образом выступает черный козел, который бесспорно олицетворяет самого дьявола. Протагонист наделен человеческими чертами. Он одет в темную мантию, его взор обращен к собравшейся вокруг толпе, очевидно, он что-то говорит и жестикулирует. Очеловечивание делает этот образ еще более зловещим, он представляется не эфемерным, а вполне реальным. Это действительно пугает, ведь нет ничего страшнее, чем порабощённый человеческий разум.
Подступившая к дьяволу толпа – не что иное, как сборище ведьм, тот самый шабаш. Ведьмы изображены с уродливо искаженными лицами, в согбенных позах, выражающих преклонение и подчинение. Глаза людей с жадностью устремлены к сатане, они ловят каждое слово и движение.
Полотно написано с использованием темных, мрачных оттенков. Благодаря этому приему достигается тяжелая, давящая, почти удушающая атмосфера. Неудивительно, что тогда общество не смогло оценить работу по достоинству. Это было не принято и дико.
Критики говорят о том, что Гойе было присуще использование метафор и символов. Знатоки истории и культуры Испании того времени утверждают, что картина представляет собой яркую сатиру на косность взглядов и абсурдность общества.
Автор создавал их в период с 1819 по 1823 год на стенах собственного дома. К тому моменту состояние художника резко ухудшилось. Его стали мучить ужасные видения, стал пропадать слух. Именно поэтому загородный дом Гойи называли «Дом глухого».
В этом состоянии он практически перестал выходить на улицу, занимался росписью стен. Картины того периода ярко отражают внутреннее состояние астора. «Шабаш ведьм» – не исключение. Во все времена ведьмы считались прислужницами Дьявола, продавшими свои души взамен на особые возможности.
Гойя не романтизирует их образы. Наоборот, его ведьмы предстают мерзкой сворой женщин с искаженными лицами. Некоторые из них еще похожи на людей, а иные уже потеряли человеческий облик. Их лица больше похожи на черепа с ярко горящими глазами.
Очевидно ведьмы собрались, чтобы послушать наставления своего хозяина. В левой части картины – человек с головой козла. Таким образом в те времена часто изображали дьявола. Он – единственный персонаж, показанный относительно четко. И самая крупная здесь фигура.
Остальные изображены настолько хаотично, будто, если посмотреть подольше и прислушаться, картина оживет. Ведьмы начнут громко ссориться, выяснять отношения. Они словно не способны сохранять спокойствие. А хозяин даже не думает их прерывать, наслаждаясь создавшимся хаосом.
Цветовая палитра картины характерно темная, смутная. Тени на лицах ведьм создают впечатление, будто зритель наткнулся на шабаш, пока шел по темной пещере с факелом. Здесь нет используется никаких ярких красок, характерных для раннего творчества Гойи. Только темнота и беспросветность. Голое изображение человеческих пороков без прикрас.
Как и другие фрески из Дома глухого, «Шабаш ведьм» был перенесен на холст учеником художника, Сальвадором Кубельсом. В таком виде ее представили на Всемирной Парижской выставке в 1878 году. Однако она отталкивала посетителей мрачностью, поэтому желающих купить ее не нашлось. В результате картину подарили Музею Прадо, где она находится до сих пор.
«Шабаш ведьм» — одно из изображений, входящих в серию «Мрачных картин». Полотно было написано в самый тяжелый период жизни художника, когда он начал терять звук и страдать от чудовищных видений, которые преследовали его во сне и наяву. Он перенес эти невероятные галлюцинации на стены собственного дома. «Шабаш ведьм» был расположен вдоль стены комнаты и своим невероятным сюрреализмом и мрачным колоритом вгонял в ступор всех входящих в помещение.
Справиться с настолько масштабным полотном мог только гений Гойи. Непропорциональные, откровенно уродливые фигуры с безобразными лицами во множестве собраны на этой картине. Композиция построена на основе овала, что создает ощущение непрерывного вращения всей этой темной, отвратительной массы. Это отражение представлений разбитого, больного художника об окружающем мире. Политическая нестабильность, страх за собственную жизнь, тяжелая болезнь породила депрессию, следствием которой стала серия картин, поражающих своей мрачностью восприятия и экспрессией изображения.
Стремясь изобразить все человеческие пороки и сатанинские проявления, Гойя делает облик ведьм искаженным и омерзительным. Это воплощение вселенского зла в человеческом подобии, художественное отражение больного внутреннего мира художника.
В этом полотне не осталось ни намека на раннее творчество Гойи. Нет ни ярких красок, ни нежных миловидных лиц его очаровательных испанок. Только темные, мертвенные краски, полное отсутствие красоты и напряженное, противоестественное круговращение разных обличий зла. И по прошествии многих лет «Шабаш ведьм» поражает своей экспрессией и темной, негативной выразительностью.