Анализ картины Франциско де Гойя Похороны сардинки - Гойя Франсиско
Анализ картины Франциско де Гойя Похороны сардинки

Анализ картины Франциско де Гойя Похороны сардинки

Похороны сардинки принадлежит кисти испанского художника Франциско Гойи. Точная дата его создания неизвестна. Предполагается, что картина написана между 1812 и 1819 годом.

Центральное место на ней отведено беснующейся толпе людей, несущей знамя с улыбающейся маской в центре. Название картины связано с обычаем, возникшем в Испании еще в XVIII веке.

В один из дней перед Пепельной неделей, когда все жители Мадрида собрались на центральной площади для участия в трехдневном карнавале, король Испании приказал угостить их сардинами.

К несчастью, для репутации монарха, сардины оказались не свежими. Впрочем, столь печальное обстоятельство ничуть не расстроило горожан. К этому времени они выпили так много вина и прочих спиртных напитков, что не нашли ничего более забавного, чем устроить похороны сардины.

Действие это показалось столь смешным, что на следующий год его решили повторить. На этот раз были использованы заблаговременно испорченные сардины. Похороны сардины пришлись по душе испанцам так сильно, что вскоре обросли новыми шутовскими обычаями и обрядами.

Следует отметить, что как ярые поклонники католической веры, испанцы вовсе не видели в столь нелепом действии чего-либо кощунственного, потому во времена Гойи традиция не была забыта. Судя по тому, как живо прописаны действующие лица на картине, художник принимал личное участие в “похоронной процессии”. В столице Испании прощальное шествие возглавляли “дядюшка Чиспас”, его дочь Чуска и молодой ловелас Хуанильо.

Именно они вели толпу, несущую огромное чучело с головой сардины. Шествие начиналось на главной площади и заканчивалось у берега Мансанареса, в водах которого злополучная сардина и находила упокоение. Современные жители испанских городов и селений также чтут подобный обычай.

Странное название выбрал Франциско Гойя для своей знаменитой картины. Но никакой рыбы на полотне-то нет. На деле же испанский живописец не более странный, чем традиционный праздник, которому и посвящен сюжет картины.

Есть легенда, что в 18 веке в неделю масленицы перед постом испанский монарх решил сделать подарок своим подданным — он распорядился накормить всех горожан сардинами. Но вот незадача — рыбины оказались не совсем свежими. Однако народ не стал устраивать бунта, наверно потому что к рыбе прилагалась изрядная порция хорошего вина. А тухлые тушки подвыпившие граждане решили попросту закопать, то есть как бы похоронить.

На некоторых эта картина производит пугающее впечатление: преобладание темных тонов, зловещий лик луны на флаге, дьявольские маски на лицах участников карнавала… А по мне так это все простое праздничное сумасшествие, вполне в духе испанцев. Если познакомиться с этой культурой поближе, то уже ничему не будешь удивляться. Обыденностью покажется и праздник мертвых, когда дети вместо кукол несут скелетики-марионетки, а на подоконниках вместо цветочных горшков оскаленные черепа. Так что Похороны сардинки отображают истинную натуру испанского народа, его колорит, фееричность его характера, сочетание прекрасного и ужасного, понятное далеко не всем.