Анализ картины Джотто ди Бондоне Поцелуй Иуды - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Джотто ди Бондоне Поцелуй Иуды

Анализ картины Джотто ди Бондоне Поцелуй Иуды

Флорентийский живописец Джотто ди Бондоне был одним из первых художников, кто изобразил Иуду-предателя. Его картина падуанского цикла «Поцелуй Иуды» – яркий тому пример. Эта знаменитая роспись повествует созерцателю о противоборстве добра и зла, о величии души и подлости.

Весь фон полотна – темно-синее небо, к которому взымаются копья и зажженные факелы. Средь этой суеты выделяются две фигуры, стоящие в профиль, – Иисус Христос и его ученик Иуда Искариотский. Спаситель и предатель смотрят в глаза опонента. Здесь Джотто очень мастерски с помощью красок передает внутренний мир библейских персонажей. Так, у Христа – безупречный облик античной красоты, а вот Иуда выглядит уродливо, его лицо с низким лбом довольно неприятное.

Можно сказать, что сюжет картины «Поцелуй Иуды» Джотто срежиссировал с евангельской истории о том, как ученик своего Учителя предал. Джотто изобразил на фреске, как Иуда привел стражей, чтобы схватить учителя, однако перед этим лицемерно его обнимает. Вокруг полыхают факельные огни, мелькают копья и дубинки, создавая волнительную картину. Толпа в тревоге, все пребывают в нарастающем напряжении. Сошлись две противоположности – высокое и безнравственное.

С помощью изобразительных элементов и приемов живописи мастер кисти смог тонко передать все чувства, которые испытывают персонажи в своем немом диалоге. Ощущения собеседников передаются лишь их взглядами и жестами.

Всеми средствами художник старается придать сцене жизни: он преподносит взору фигуры в профильном изображении, уводя их в глубь картины. Кажется, Джотто приглашает публику занять свое место на картине, чтоб легче было определиться с отношением к происходящему.

Ценители творчества Джотто считают его картину «Поцелуй Иуды» одной из наиболее впечатляющих фресок с драматическим сюжетом.

Эта фреска считается одним из лучших произведений Джотто. В ней он проявился не только как талантливейший художник, но и как новатор, который изменил статичное и лишенное эмоциональности искусство, привнеся в него пространство, объем и экспрессию.

Для создания фрески использовался хрестоматийный библейский сюжет, до Джотто довольно часто встречавшийся в искусстве, особенно монументальном. Это момент осуществления предательства Иуды. По Библии, один из учеников Христа, его апостол, предал его за тридцать серебряных монет. Для того, чтобы стражи смогли схватить Иисуса, Иуда должен был выделить его из толпы сторонников, подойдя к нему после вечери и обняв Учителя.

   Поцелуй Иуды – это изображение крайней степени падения человека, символ непосредственного столкновения добра и зла. Мирный проповедник Христос жестоко предан своим же любимым учеником, и не из идеологических разногласий, а всего лишь за жалкие деньги.

Фреска представляет собой многофигурную композицию, оформленную в очень красивой, сияющей цветовой гамме. На темно-синем фоне в весьма живых позах размещены три группы людей. В центре – Христос и вероломный Иуда, с одной стороны – наступающие стеной стражники и первосвященник, а с другой – апостолы и в гневе замахнувшийся ножом на предателя святой Петр. По Библии, он был рыбаком и нож всегда носил при себе. На фреске только он и Иисус выделен золотыми нимбами.

Впервые у Джотто фигуры библейских персонажей обрели не стандартные лики, а узнаваемые, характерные и живые лица. Христос – светловолосый и привлекательный молодой мужчина, а Иуда – отвратительный не только своим поступком, но и внешностью, стражники со злобным выражением лиц и взволнованные ученики – все это совершенно необычно для живописи предыдущих периодов.

Фигуры на фреске имеют объем, они уже не висят в воздухе, как на иконах, а складки их одеяний подчеркивают формы тел и движения. В целом все изображение кажется очень динамичным и выразительным.