Анализ картины Ивана Горюшкина-Сорокопудова Поцелуй - Русские художники
Анализ картины Ивана Горюшкина-Сорокопудова Поцелуй

Анализ картины Ивана Горюшкина-Сорокопудова Поцелуй

В конце девятнадцатого и первой половине двадцатого века, в период значительных изменений в русской культурной жизни, многие художники искали вдохновение для своего творчества в истоках русского народа, обращаясь к мотивам Древней и Средневековой Руси. Таковыми были Борис Кустодиев, братья Васнецовы и ряд других выдающихся деятелей искусства.

В их числе был Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873 — 1954), получивший известность в начале столетия как автор ряда полотен, посвящённых сценам из русской истории 16 — 17 веков.

Им же в 1908 — 1910 гг. были сделаны иллюстрации к книгам «В лесах» П. И. Мельникова-Печерского и «Князь Серебряный» А. К. Толстого.

В картине «Поцелуй», написанной в 1910-х годах, живописец вновь обращается к исторической теме. Изображение влюблённой пары, сливающейся в пылком поцелуе на фоне тёмно-зелёного сада, наполнено яркими и чистыми красками. И позы, и выражение лиц героев светятся счастьем и крепкой верой в хорошее будущее.

В «Поцелуе» Иван Силыч отражает богатство и полноту души народа, поэтику, заключённую в бытовых и культурных традициях русской старины. Картина была высоко оценена современниками художника и заняла достойное место в коллекции русской живописи; сейчас она хранится в Пензенской картинной галерее, в которой создан мемориальный музей Горюшкина-Сорокопудова.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов, сын простого бурлака, стал одним из отцов-основателей Пензенской художественной школы, с 1908 по 1954 год преподавал в Пензенском художественном училище и являлся его директором в годы Великой Отечественной войны.

В Пензенской областной картинной галерее им. К. А. Савицкого хранится самое большое в России собрание его произведений, насчитывающее свыше полутора сотен портретов, пейзажей, эскизов, рисунков, акварелей и гравюр, характеризующих важнейшие этапы творчества мастера. Многогранный и самобытный художник внес большой вклад в развитие не только рисовальной школы и музея в Пензе, но и отечественного изобразительного искусства.

Все работы, личные вещи, документы, выполненная по его эскизам мебель и фотографии легли в основу мемориального музея Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова, размещенного в галерее. В его экспозиции представлен портрет художника, написанный Александром Ивановичем Вахрамеевым в начале 1900-х годов, примерно в то время, когда оба они приехали в Пензу, чтобы заниматься преподавательской деятельностью в училище.

Основу творческого кредо Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова составили реалистические традиции передвижничества. Его привлекали патриархальный быт народа, красота русской природы, древнерусского зодчества. Ему нравились зрелищность, декоративность, нарядность — все, в чем он видел проявление народного вкуса и эстетики. На протяжении ряда лет художник возвращался к теме Древней Руси, стремясь подчеркнуть душевную цельность, оптимизм русского человека, поэтику древнего искусства и архитектуры, воспевая старую Русь, ее обряды и обычаи.

В жизнерадостной красочности «Поцелуя» художник стремился передать счастье и веру в будущее молодой пары. Богатство чистых красок, характерное для материальной культуры Древней Руси, яркие наряды, сочная зелень тёмно-зеленого сада отражают полноту души русского народа, крепость традиций, на которой зиждется культура и общество. Картина, как счастливый финал романтической истории, как начало нового пути, дарит надежду на лучшую жизнь и судьбу.