Анализ картины Филиппа Малявина Бабы - Русские художники
Анализ картины Филиппа Малявина Бабы

Анализ картины Филиппа Малявина Бабы

Картина воссоздала поднятые над обыденностью, романтизированные образы женщин из народа.

Филипп Малявин является одним из ярчайших самородков самобытной российской культуры. Он родился и вырос в селе Казанки Самарской губернии и с детства был погружен в специфичную атмосферу крестьянского быта, окружен всей теплотой и неповторимостью русского национального уклада и православными традициями.

С раннего детства Филипп страстно хотел стать иконописцем, в шестнадцать лет он даже отправляется на Афон в надежде получить там бесценные навыки иконописи, однако яркий и переполнявший его дар к живописи через 6 лет возвращает его из тесных монастырских стен на родину, где по ходатайству скульптора В. Беклемишева, пораженного его афонскими работами, он становится вольнослушателем Петербургской Академии художеств.

И просвещенный Петербург со всей своей безудержной непосредственностью в суждениях и пристрастиях бурно принимает молодого «гения от сохи». Необычная и вызывающая манера живописи Малявина с ее выразительными лицами и ярким, пятнисто-размазанным без деталей фоном приводила в восторг уже прославленных живописцев и деятелей искусств, таких как Репин, Нестеров, Дягилев, Третьяков, и повергала в ужас рутинеров от искусства. К. Малявину быстро приходят известность, слава и достаток.

Картина «Бабы» написана в 1905 году в традиционном для раннего Малявина стиле звучного колорита и декоративности. В работе совершенно отчетливо прослеживаются принципы православной иконописи. Прекрасно прорисованные объемные лица с особыми живыми выражениями дополняются плоскими, несоразмерно крупными фигурами, одетыми в режущие цветом наряды, и, как на иконах, края одежд уходят за рамки изображения, а женщины с усмешкой и таинственностью смотрят прямо в глаза зрителей. Критики тех лет обоснованно писали, что от полотен Малявина веет необъяснимым русским духом, запахом крови, залившим народную историю, криками юродивых и маханием вилами бабьих бунтов.

Крепких и здоровых, полных чувства собственного достоинства, их отличает цельность характеров и внутренняя сила. Значительны лица изображенных, пристальны и загадочны выражения их глаз, завораживающе мерцают и пламенеют алые краски нарядов, обостренные гармонией–контрастом зеленых тонов. Мощное и вдохновенное, темпераментное письмо усиливает экспрессию образов.