Анализ картины Филиппа Малявина Вихрь - Русские художники
Анализ картины Филиппа Малявина Вихрь

Анализ картины Филиппа Малявина Вихрь

Учитель Малявина Илья Репин писал: «“Вихрь” … восхитил меня …Вот символ жизни 905 и 906 гг.!!! Вот она: бесформенная, оглушительная, звонкая как колокола и трубы, оргия красок… Еще издали вся картина кажется колоссальным кровавым потопом…».

Картина «Вихрь» Филиппа Малявина был написан в обстановке революционных событий 1905 года, а потому насыщенная красочная гамма, преобладание в ней звонкого красного цвета, дерзкая живописная манера невольно вызывали ассоциации со стихией крестьянских бунтов. Современникам художника невозможно было уйти от подобных параллелей. Крепкие, здоровые фигуры крестьянок в сочетании с красным цветом их одежд, который в то время мог восприниматься не только как излюбленный цвет национального костюма, но и как цвет революционного знамени восставшего народа, цвет разгорающихся языков пламени, заставлял критиков интерпретировать полотно Малявина как надежду на возрождение и одновременно предчувствие разгула разрушительных сил, таящихся в русском народе.

Разные стихии оказываются вовлеченными в этот странный хоровод. Одеяния развеваются. Они нарочито растворены в сочных мазках кисти художника. Кажется, что это всполохи сказочного огня, или ледяные потоки воды. Временами они обжигаю нас дыханием могучего ветра. Иногда вдруг кажется, что мы видим сочные луга.

Полотно невероятно динамично. Кисть художника действительно движется очень размашисто. Это полностью соответствуют тому наполненному энергией танцу, который изобразил Малявин. Мастер создавал свои шедевры непростыми красками, которые сохли достаточно долго. Именно поэтому такая живопись напоминает необузданный вулкан. Художник создает грандиозный мозаичный эффект, удивляющий своим великолепием.

Краски наплывают друг на друга, формы теряют четкость. Это позволяет создать впечатление мощи, которая прорывается откуда-то изнутри. Творение становится максимально выразительным. Художник работает на стыке двух мощнейших тенденций. Его полотно одновременно впечатляет импрессионистичным прочтением сюжета и выражением в стиле модерна.

Малявин надеялся, что Россия возродится в духовном плане, но при этом он как будто ощущал разгул сил.

Художник смог изобразить мощную энергию народа, его душу. Звучание этого творения поистине достигает апогея. Художник заявляет современникам и всем нам о том, что нрав его дик и необуздан.

Многие критики были уверены, что это полотно связано с настроениями грядущей революции. Малявин всегда стремился уберечь свои творения от идеологии.

Буйство красок и великолепное воплощение народного духа впечатляло не только современников художника. Сила мастерства художника действительно необыкновенная.

«Вихрь» сразу же, в 1906 году, был приобретен у автора Советом Третьяковской галереи. Александра Павловна Боткина еще до открытия 3-й выставки Союза русских художников, увидев картину в Петербурге, писала И. С. Остроухову: «Малявин головокружителен и гениален».