Портрет шоколадницы мастер писал с натуры одной из горничных австрийского императорского двора Анны Бальдауф.
Молодая официантка в белом длинном присобраном переднике несет в руках поднос. На подносе стоит стакан, наполненный водой и горячий шоколад в фарфоровой двоечке. Видно, что передник только что достали из комода, на нем ясно вырисовываются все складочки и замятины. Под фартуком горчично-золотистый корсет, стягивающий и без того тонкую девичью талию и серебристая в пышных сборках длинная юбка.
Из под юбки видны только светло-коричневые туфельки на каблучках. На голове официантки шоколадницы надет шелковый розовый чепчик в белоснежных кружевных оборках вокруг лица. Совсем молодое лицо с румяными щечками и пухлыми губами. Спокойный, уверенный взгляд вперед. Эта девушка хорошо выполняет свою работу.
Фон картины нейтральный, обычная светлая стена и дощатый пол. На этом фоне девушка не выглядит неподвижной, она идет вперед к столику, подать шоколад клиенту.
Предыстория написания «Шоколадницы» Жана-Этьена Лиотара сама по себе уже лирическое произведение. Один австрийский князь путешествуя по Италии зашел в одну из венских кофеен, где увидел прекрасную официантку и тут же в нее влюбился.
Известно, что натурщицей выступила горничная при австрийском дворе императрицы Анна Бальдауф. Юная красавица пленила молодого принца Дитрихштейна, который женился на ней и заказал Лиотару ее портрет именно в той одежде, в которой увидел возлюбленную впервые.
Работа выполнена пастелью, восковыми мелками на основе натурального растительного воска. Материал очень пластичен, прекрасно ложится на бумагу, однако, чтобы им работать, необходимо обладать высочайшим мастерством.
Сюжет картины предельно прост. Перед нами в одежде горничной изображена молоденькая служанка, с подносом в руках. Нет лишних отвлекающих элементов, отсутствует какая-либо обстановка. Все внимание сосредоточено на прекрасном образе.
Фигура девушки грациозна: прямая спина, открытая шея, тонкая талия, плавные изгибы рук. Пленяет выразительное лицо: белоснежная кожа, правильный носик, припухлые губки, взгляд открыт и лучист, хотя немного опущен вниз. На голове розовый чепчик с кружевами, характерная для служанки одежда.
Но какое сочетание цветов! Песочно-золотистый корсаж, серебристо-серая юбка и белоснежный фартук прописаны столь изящно, что, кажется, можно услышать их шорох, если девушка оживет и сделает шаг. Поднос в руках без изысков, но зато на нем идеально прописанный стакан с водой и знаменитый мейсенский фарфор, в котором налит шоколад – яство королей.
Официантка эта была дочерью обедневшего дворянина, и вынуждена была работать, чтобы прокормиться. Семье молодого князя не понравилась перспектива приема в семью бедной невестки, однако все-же любовь победила и свадьба состоялась.
Картину же эту Лиотар написал к свадьбе влюбленных, изобразив невесту в облике официантки, подающей шоколад. Такой себе Золушки восемнадцатого века.
Картина очень легкая и воздушная, подкупает простота композиции. По стилю картина похожа на некоторые работы Шардена, где он изображал людей, занятых ежедневными рутинными делами. Уже в те года, когда писал Лиотар, его картина «Шоколадница» была признана шедевром.