Анализ картины Эдуарда Мане Железная дорога - Эдуард Мане
Анализ картины Эдуарда Мане Железная дорога

Анализ картины Эдуарда Мане Железная дорога

Восхитительное умение увидеть в обыденном прекрасное, и более того, суметь передать это волшебство зрителю. Именно таким гением был отмечен Эдуард Мане.

Картина Эдуарда Мане «Железная дорога», также в некоторых источниках называемая «Вокзал Сен-Лазар», готовилась к выставке в Салоне 1874 года наряду с двумя другими менее известными работами. Но именно это полотно было выбрано комиссией к экспозиции.

У Мане был удивительный талант – выхватывать из повседневной жизни обыденные, на первый взгляд, сценки и обращать на них внимание других людей. Люди, занятые повседневными делами, лица, которые можно встретить, просто выйдя на улицу.

Многие работы Мане просто кричат – «Зачем вам картины, посмотрите вокруг и увидите». «Железная дорога» – одна из таких, удивительно светлая и простая картина. На ней изображена молодая девушка, сидящая на краю ограды-решетки и маленькая девочка, за решетку заглядывающая. Они, быть может, сестры – или же девушка гувернантка, гуляющая с ребенком. В любом случае, смотрят они в разные стороны – лица девочки не видно, девушка же смотрит прямо в лицо зрителю, как будто он только что окликнул её, и она недовольна тем, что её оторвали от книги. Возможно, в ней про любовь. Быть может, про волшебные приключения.

Быть может, про простую обыденную жизнь или про захватывающие приключения какого-нибудь знаменитого детектива. На руках у девушки спит маленький щенок, книга открыта на середине. Стоит отвести взгляд от картины – и кажется, что девушка снова вернулась к чтению.

Девочка же занята другим. Привставая на цыпочки, подаваясь вперед, она смотрит за ограду, на железную дорогу, где в клубах дыма и пара прибывает поезд. Быть может, ей хочется отправиться в путешествие и найти в нем удивительные приключения и добрых друзей.

Быть может, она никогда не ездила на поезде и страстно мечтает об этом – а может быть, наоборот, ездила и предается сладостным воспоминаниям. Руки её на прутьях. Голова чуть наклонена – упрямо, внимательно. То, что для её старшей подруги лишь простая действительность – серая, которую можно и нужно променять на реальность книги, для неё самой – чудо, завораживающая сказка, которая стоит того, чтобы ради неё пренебрегать чтением. А щенок спит. Ему нужны только люди и косточка.

Сложно определить жанр картины – это и жанровая сценка, и портрет одновременно. Мане умело выхватывает незатейливую историю из жизни, повседневную и обыденную, но от этого не менее прекрасную. На скамейке сидит женщина в красивой шляпе, моделью для неё послужила любимая натурщица живописца Викторина Мёран. Сквозь толстые прутья забора, отделяющего героинь от железнодорожного вокзала, мы видим клубы пара, которые знаменуют прибытие поезда. И если это событие никак не трогает статную даму, то небольшая девочка, в пышном белом платье, целиком поглощена происходящим на вокзале. Она пытается внимательнее рассмотреть поезд, так, что даже отвернулась от зрителя. Некоторые современники узнали в девочке дочку друга Мане, банкира Альфонса Хирша.

Картина «Железная дорога» была ещё одной удачей художника. Она не только попала на главную выставку Европы, но и была почти сразу куплена известным оперным певцом и коллекционером. Затем она поменяла ещё трех владельцев, пока по завещанию последнего не была передана в Национальную галерею искусства.