Анализ картины Эдуарда Мане Завтрак в мастерской - Эдуард Мане
Анализ картины Эдуарда Мане Завтрак в мастерской

Анализ картины Эдуарда Мане Завтрак в мастерской

Картина «Завтрак в мастерской» Эдуарда Мане достаточно нетипична для творчества родоначальника импрессионизма. Это смесь жанров – портрет, натюрморт и типичный бытовой сюжет.

В центре картины – молодой человек, небрежно опирающийся на стол с остатками завтрака. Это Леон, родственник жены Мане. Отсутствующий взгляд молодого человека направлен куда-то вдаль. Слева от него служанка с серебряным кувшином с кофе, справа – мужчина в шляпе и с папиросой.

Левая часть картины занята традиционным реквизитом художника – оружием. Там же можно увидеть некоторый намек на динамичность – черного кота.

Впервые картина выставлялась в 1869 году в Салоне. Критики восприняли его с определенным недоумением – они не представляли, как в одной картине могут сочетаться меч, кот и женщина с кофейником. В конечном счете картина была воспринята вполне благосклонно – все несочетаемые предметы занимают свое место, создавая гармоничную композицию.

В картине можно увидеть заимствования у других художников – Веласкеса, Шардена, Вермеера. Так, женщина с кофейником и настенная рама, скорее всего, взяты у Вермеера, а нож, лежащий на столе – у Шардена.

При написании «Завтрака в мастерской» Эдуард Мане использовал совершенно нехарактерный для импрессионизма прием. Он смешал несколько жанров, объединив в полотне бытовой сюжет с натюрмортом и портретом.

На переднем плане автор изобразил молодого человека, прототипом которого стал родственник его жены – Леон. Его взгляд скользит мимо зрителя, а сам он опирается на стол, где видны неприбранные после завтрака остатки. С правой стороны в глубине картины сидит мужчина, курящий папиросу, в черном костюме и шляпе. Служанка, которая несет дорогой кофейник из серебра, изображена позади Леона слева. Там же слева на кресле лежит оружие, и сидит мирно занимающийся собственным туалетом черный кот.

Ни одно из действующих лиц или какой-либо предмет не является основным на картине – все они равнозначны, да и выглядят обособленно друг от друга. Каждый занят своим делом и своими мыслями. Точно также не прослеживается никакая связь между отдыхающим котом и мечом, расположенным рядом с ним. Однако именно в этом Мане проявил себя экспериментатором. Ему удалось доказать, что главное в картинах – использование графических средств, а не их сюжет.

В полотне прослеживаются детали, позаимствованные Мане у известных мастеров 17-18 века. Изображенный на столе нож характерен для Шардена, а настенная рама и служанка с кофейником в руках – для Вермеера. В целом же картина продолжает задумки Мане, выраженные в его «Завтраке на траве».

Критики, которые впервые увидели картину на выставке в Салоне в 1869 г., были ошеломлены. Они просто недоумевали, зачем автору потребовалось соединять на полотне такие несовместимые вещи, как меч и лимон с людьми и котом. Первые потрясения вскоре утихли, что позволило все же оценить картину за ее гармоничность. Рецензии в конце концов были положительными.

Уникальность картины в том, что художник не задерживает внимание на одном предмете. Для него равнозначны и Леон, и женщина с кофейником, и лимон на столе. Сводя в одно целое человека и натюрморт, Мане получает новые возможности для дальнейших экспериментов. Создавая это полотно, художник доказывает, что композиция картины определяется не столько сюжетом, сколько определенным набором графических средств.

Все три персонажа на картине держатся обособленно. Они не общаются друг с другом, не имеют совершенно ничего общего. Это такие же разные предметы обстановки, как меч и расположившийся рядом черный кот.

Картина является естественным продолжением и дополнением известнейшего «Завтрака на траве».