Анализ картины Эдуарда Мане Флейтист - Эдуард Мане
Анализ картины Эдуарда Мане Флейтист

Анализ картины Эдуарда Мане Флейтист

Картина Эдуарда Мане Флейтист написана в 1866 году. Это великое творение художника. Поэзия и строгость здесь соединяются в одно неразрывное целое. Мы видим обычного мальчугана. Он ребенок, которому присуща особая непосредственность и нарочитая важность. Одет он в панталоны красного цвета и синий мундир.

Фигура мальчика, изображённая с едва заметным наклоном, отличается стройностью, а взгляд романтичностью и проницательностью – юный музыкант воспринимается как некое видение, возможно навеянной какой-то нежной мелодией в исполнении флейты.

Интересным образом решен цветовой колорит работы – это локальные цветовые пятна, взаимодействие которых построено на контрасте друг с другом. Красные яркие штаны гармонично сочетаются с тёмно-синим, почти чёрным мундиром, а белые элементы костюма и штиблет вносят живость и некоторую динамику в облик героя. Мане очень любил разного рода костюмы и нередко «примерял» на своих героях необычные образы.

Роль фона полностью нивелирована, а композиционное построение своей простотой напоминает работы Веласкеса.

Сам герой также очень примечателен. Он юн, но и поза, и взор выдают в нём серьёзное отношение к музицированию, а этот взгляд, смотрящий на зрителя, но сосредоточенный на игре, узнает каждый музыкант – флейтист играет и в этот момент существует только он и его музыка.

О том, кто этот серьёзный юноша критики спорят до сих пор: одни считают, что это настоящий музыкант-оркестрант, который специально позировал Мане, другие находят в чертах лица юноши сходство с сыном художника. Но в одном исследователи единодушны – это ещё одна работа мастера, которую смело можно причислить в разряд шедевров.

В одежде создается резкий контраст двух цветов. Мане очень интересовался деталями разных костюмов, вот почему на многих его картинах появляются персонажи в различных необычных нарядах. Сам художник тоже любил переодеваться. Насколько обаятелен этот ребенок. Картина Мане невероятно максимально обаятельна. Цвета настолько просты, что создается невероятная гармония. Фигура мальчика выглядит невероятно просто. Окружающая героя картины среда очень таинственна. Фон практически однотонный, а линии горизонта абсолютно не ощущается. Фон просто испарился, а фигуру мальчика окружает невидимая пелена.

Вся атмосфера создается из чего-то неподвластного обычной реальности, но именно в этом и рождается истинная живопись и ее невероятная поэзия. Мане написал картину в стиле японских гравюр. Их специфика как раз и заключалась в том, что фигуры имели очень четкий силуэт, а вся обстановка вокруг лишь слегка намечалась и могла лишь угадываться. Фон этой работы абсолютно плоский, да здесь и неважны детали второстепенного характера.

Салон 1866 года категорически отверг эту работу художника, посчитав, что в ней нет столь необходимого объема и воздуха, а также полностью отсутствует перспектива. Критики называли мальчика-флейтиста валетом, который как будто пришпилен к еле угадываемой стене. Художник изобразил вполне реального флейтиста из оркестра, который ему специально позировал. Считается, что лицо мальчика Мане писал со своего сына.