Эдуард Мане родился в состоятельной семье – отец его был главой департамента Министерства юстиции, мать – дочерью дипломата. Отец мальчика был категорически против художественного образования для своего сына. Первые лекции по живописи оплачивал дядя Эдуарда. По настоянию отца Мане дважды поступал в Морскую школу и дважды провалил экзамены. К этому моменту уже вся семья молодого художника понимала, что его призвание – холст и кисти. Однако карьера Мане складывалась непросто, и практически на всем ее протяжении он сталкивался с непониманием как у критиков, так и у простых зрителей. Приверженность мастера к обнаженной натуре и вовсе неоднократно становилась причиной скандалов – парижский Салон считал его работы непристойными.
Картина «Расстрел императора Максимилиана» Эдуарда Мане изображает сложный, переходный момент в истории Мексики. Максимилиан получил титул императора во время захвата мексиканских земель французами. Однако вооруженные силы страны оставались верны истинному мексиканскому Президенту, Бенито Хуаресу, и не хотели подчиняться чужаку из Европы. Максимилиан был захвачен в плен и расстрелян.
Эдуард Мане занимал четкую гражданскую позицию и был ярым политическим спорщиком. Во время Франко-Прусской войны, например, он остается в осажденном Париже, идет добровольцем на его защиту и по вечерам, голодный, больной и измученный, тяжело переживает вести о гибели друзей, скучает от разлуки с женой и ведет яростные споры с Эдгаром Дега. Сходятся в итоге на том, что не прощают бегства Золя из Парижа, мирятся.
Но это будет уже в 1870 году, когда война положит конец правлению Наполеона III, а Эдуара Мане доведет до нервного срыва. А за несколько лет до этого недовольство Мане-француза правлением императора прорвется лишь в одной напряженной, политически-заряженной картине. «Расстрел императора Максимилиана» был обречен – такую картину не отправишь в Салон и даже не покажешь на собственной выставке. Ее запретили – и до самой смерти Мане полотно не видел никто, кроме близких друзей художника.
Здесь не обойтись без предыстории. «Расстрел» — это быстрая, дерзкая и вполне конкретная реакция на одну из самых постыдных кампаний Наполеона III: тщеславное завоевание Мексики, политический переворот и позорное бегство французской армии из этой заокеанской страны. Наполеону хотелось провернуть что-то вроде египетской кампании своего знаменитого родственника, а заодно подобраться поближе к Америке. Французская армия свергла местного правителя Мексики и усадила править здесь марионетку Наполеона III, императора Максимилиана. Все бы ничего, история не оригинальная и не новая, но только французов надолго не хватило: содержать армию в Мексике оказалось дорого и совершенно нелогично. Армию вернули домой, а императора Максимилиана оставили разбираться с мексиканцами.
Когда мексиканцы расстреляли чужака Максимилиана и французские газеты об этом сообщили, Эдуар Мане задумал новую картину, свой единственный шедевр на основе исторического события. Страстный исследователь творчества Мане и один из лучших современных британских арт-критиков Вальдемар Янушчак говорит: «В истории современного искусства есть всего две картины, на которых с достаточной силой и эффектом запечатлены события своего времени: «Герника» Пикассо и «Расстрел» Мане». Мане удалось не просто рассказать о событии, а вовлечь в него зрителя.
Глухую серую стену на заднем плане Мане выстроит только в третьей версии картины (на первых версиях-эскизах за расстрельной группой простирался сухой, лаконичный пейзаж), солдаты тоже сначала были одеты в сомбреро и вполне походили на мексиканцев. Потом, переодев солдат во французские мундиры, Мане бросит вызов и обвинит французов в соучастии, а французского императора – в убийстве. Это его черты должны были опознать современники в лице того солдата, который готовит ружье к финальному выстрелу в упор. Это он, Наполеон III, — убийца Максимилиана.
Эдуард Мане активно интересовался политикой, и это событие произвело на него глубочайшее впечатление. Существует несколько авторских версий картины, самая известная хранится в Мангейме. Военные на этой картине одеты в стандартную полевую форму, распространенную не только в Мексике, но и во многих других странах. Рядом с Максимилианом – два верных ему генерала. Сомбреро на голове императора держится на самой макушке, что создает два интересных и весьма ярких символа. Во-первых, шляпа кажется подобранной не по размеру и вот-вот готовой слететь, что намекает на неэффективное и поистине катастрофичное правление Максимилиана, абсолютно не понимавшего мексиканский народ. Во-вторых, благодаря золото кайме задранное верх сомбреро напоминает нимб мученика, ореол святого. Из-за забора за казнью наблюдают зеваки. В целом картина кажется довольно спокойной, что послужило причиной для критики полотна и правительственной цензуре. Из-за отрешенности и неоднозначности картину было запрещено показывать публично.