Анализ картины Эдгара Дега Голубые танцовщицы - Эдгар Дега
Анализ картины Эдгара Дега Голубые танцовщицы

Анализ картины Эдгара Дега Голубые танцовщицы

Хотите заглянуть в мир театрального закулисья? Краешком глаза заметить предпремьерную суету, попытаться ощутить волнение артистов перед выходом на сцену? Лучший знаток балета среди художников Эдгар Дега своими произведениями поможет зрителю в этом.

Как известно, Дега практиковал непосредственное личное посещение театров, где внимательно наблюдал за движениями балерин, подмечая каждую деталь в психофизике артисток, чтобы затем тщательно передать их в мельчайших нюансах на своих полотнах.

На картине “Голубые танцовщицы” изображены четыре балерины в балетных пачках голубого цвета, которые, вероятно, ожидают своей партии. Мы застаем девушек в момент последних приготовлений, когда они проверяют в порядке ли сценические наряды, уложены ли правильно волосы, поскольку через минуту времени у них на все это уже не будет.

Казалось бы, в картине нет ничего необычного. Но если присмотреться, то создается впечатление, что мы видим как бы остановившийся кадр немого кино. Словно девушки застыли на секунду, чтобы встрепенувшись вернуться к своему занятию. А этим занятием вполне может быть и танец, что исполняют танцовщицы. Ведь кто-то увидит и представит именно такой фрагмент творчества юных балерин.

Преисполненные очаровательной грации, героини Дега кружатся в чарующей композиции, когда их всего на какое-то мгновение остановила кисть художника. Однако, кто-то вправе предложить и свою версию происходящего на картине. А что, если в сюжете задействована всего одна балерина, но нарисованная с разных ракурсов? Такое тоже возможно, несмотря на то, что в названии упоминается множественное число девушек.

Не взирая на возраст, а полотно датируется 1897 годом, “Голубые танцовщицы” по-прежнему восхищают своей живой атмосферой и невероятной правдивостью форм, что, безусловно, заслуга такого талантливого мастера живописи, как Эдгар Дега.

Знаменитую картину «Голубые танцовщицы» Эдгар Дега — французский живописец-импрессионист написал в 1897 году. Создание картины не случайно — Дега часто посещал театры, внимательно наблюдая за движениями балерин не только на сцене, но и за кулисами. Художник считал обычные репетиционные моменты более живыми и насыщенными настоящими эмоциями.

На картине изображены четыре юные балерины в изысканных ярко-голубых пачках и с одинаковыми прическами, готовящиеся к выходу на сцену. Художник застал их в минуту последних приготовлений — еще мгновение и девушки выстроятся в ряд и грациозно выпорхнут к зрителям. Одна из фигур в самом низу картины нагнулась, чтобы поправить пуант, две другие поправляют лямки платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся иллюзия танца. Вместе балерины выглядят необычайно гармонично, погружая зрителя в мир очаровательной пластики и изящества.

Формат картины не большой: квадрат 65 х 65. Самая устойчивая и уравновешенная форма, плотно заполненная фигурами в движении. Не обычна точка зрения художника – сверху. Фрагментарность композиции, «обрезы» фигур, им как будто «тесно» в формате, этим достигается напряжение, чувствуется теснота закулисья и предвкушение активного движения в танце.

Несмотря на название картины, эксперты предполагают, что на ней изображена одна и та же танцовщица, но только в разных позах. Данная версия появилась после обнаружения в документах Дега фотографий с балериной, стоящей в разных ракурсах. Существует мнение, что полотно «Голубые танцовщицы» были написаны именно по этим снимкам.

На то, что картина сделана по фотографии, также указывают “срезанные углы”. Не все танцовщицы “уместились в кадр”, у двух из них “срезаны” макушки. Как будто снимок был сделан без подготовки, а девушки и вовсе были не в курсе, что их снимали. Такая композиция типична для представителей импрессионизма.

Можно предположить, что на картине изображены кадры последовательного движения одной модели (нижней), которая выпрямляется, поворачивается и движется по кругу слева на право. Этим обусловлена цельность и гармоничность композиции.

Картина, написана на бумаге пастелью. Очарование и динамику полотну придают крупные голубые мазки — после ухудшения зрения Дега начал работать большими цветовыми пятнами. Этим приемом художник добился максимального насыщения цвета и в то же время мягкости. Благодаря грамотно созданному эффекту искусственного освещения, от картины исходит свечение, погружая зрителя в атмосферу танца.

Дега имел свои секреты работы с пастелью. Обрабатывая рисунок паром, художник добивался ее пластичности, после чего растушевывал кистью или пальцами, достигая глубокой насыщенности цветов, переливов и мерцания. Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав фиксатива, который позволял сохранить цвет картины почти в первозданном виде и значительно продлевал их жизнь. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранёнными. Данная картины имела большой успех и была оценена еще при жизни Эдгара Дега. Художник продал ее за огромные деньги — 60 тысяч франков. Сейчас «Голубые танцовщицы» украшают стены Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, расположенного в Москве.

Больше всего Эдгара Дега волновал поиск точной передачи движения и легкости. Он наблюдал за жизнью балета и его закулисья, часами изучал каждое па балерин, их эмоции, замечая все мелочи. Его знания отлично отражаются на данном полотне.

Все изображенные Эдгаром Дега — танцовщицы кордебалета или совсем еще юные ученицы.Их выход на сцену еще только впереди. Им неинтересно получать парадный портрет, вешать его в гостиной и ждать комплиментов. Удивительно, художник никогда не писал прима-балерин и танцовщиц с известными публике именами. Лица его героинь ни о чем не говорили даже его современникам.

На картине «Голубые танцовщицы» изображены четыре балерины в небесно-голубых пачках. Возможно, девушки ждут своего выступления на сцене, и остались считанные минуты, чтобы повторить па, подправить пуанты и прическу. Девушки словно исполняют ритуальный танец перед выходом на сцену. Пройдет пару минут и они поразят торжественным выступлением уже зрителей. А от волнения не останется и след.

На первый взгляд картина кажется ничем не примечательной и обычной. Но стоит взглянуть еще раз и задержать свое внимание на ней, как все оживает. Картина начинает завораживать своей воздушностью. Будто сейчас застывшие танцовщицы оживут и начнут порхать в танце.

Неоднозначно мнение искусствоведов насчет сюжета. Кто-то, несмотря на название картины, считает, что перед ними одна балерина в разных позах, а не четыре. Об этом долго спорят, но достоверных доказательств еще не нашли. Ясно одно — Дега был настоящим ценителем танца и красоты. Ведь только с большой любовью можно так тонко передать грациозность и изящность момента.

«Голубые танцовщицы» рисовались в поздний период творчества, когда зрение художника с быстром темпом ухудшалось. Через 6 лет он прекратит писать, будет наощупь лепить из воска опять же танцовщиц в сложных позах.